М.-К. Хук-Демарл. ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО В ГЕРМАНИИ

Перевод Школьникова И. А.

Долгое время было достаточно трудно определить уровень грамотности женщин в Германии, Франции или любой иной стране. Имеющиеся источники весьма нелегко интерпретировать. Причину этому можно найти, взглянув на статистические источники или законодательные документы конца восемнадцатого века: в текстах может упоминаться «молодежь» в целом, различные возрастные группы или социальные категории, но редко когда можно встретить какой-либо намек на разницу между полами. А в некоторых текстах, в которых поднимается данный вопрос, просто отмечается, что неравенство, существующее между полами в отношении грамотности, легко заметить.

Д. Сисса ФИЛОСОФИЯ ПОЛА ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ.

По своему двойственному отношению к знанию греческая женщина являет собой весьма странную фигуру. Она – очаровательный объект мышления и очень сдержанный, но теоретически образцовый, субъект. В качестве объекта женщина впервые предстает как живая вещь, чье появление в мире должен вообразить мифограф. Впоследствии она превратилась в тело для врачей, дабы те изучили его подробнее, и в общественную фигуру, чье место в обществе должны были определить философы. Как субъект она появляется только лишь спорадически и только на обочине философской, медицинской и литературной деятельности; мыслящая женщина – это исключение, подтверждающее правило исключительно мужского господства в интеллектуальной сфере. Однако в качестве субъекта познания роль женщины образцова, особенно когда познание выражается в понятиях восприятия и поиска, а не как триумфальное приобретение уже имеющихся навыков. Когда Филон Александрийский говорит о разнице между умом, который он называет маскулинным, и чувством, которое он называет феминным, он тем самым резюмирует важнейший аспект греческого понятия о половых различиях, аскпект, который также можно обнаружить в идеях Плутарха о пророческой истине и платоновском понятии maieutic 

Стелла Джоргуди СОЗДАНИЕ МИФА О МАТРИАРХАТЕ.

Обширная высохшая земля, каждый год затопляемая потоками великой реки; сильный, бурный прилив, пронизывающий тьму земли и ее таинственные недра; богатый мир растений, изобилие болотистой растительности, появляющейся от союза воды и почвы, от брака египетской земли и Нила. Это был впечатляющий, если не всепоглощающий, образ, вдохновивший швейцарского юриста Якова Бахофена (1815 – 1887 гг.) Бахофен был полным энтузиазма филологом, задавшимся целью создать теорию происхождения естественной жизни, интерпретацию мифа, понимание сути далекой эпохи, которая управлялась, по его мнению, Mutterrecht материнским правом, властью (kratos) женщин – словом, «гинократией» (немецкое «Gynaikokratie», от греческого «gyne», женщина, и «kratos», власть). Этой потерянной во мраке времен, ранней эпохе человечества Бахофен отдался со всем рвением и усердием. Он описал, проанализировал и защитил эту эпоху в своем фундаментальном труде, опубликованном в 1861 году в Базеле, «Матриархат» с подзаголовком «Исследование религиозной и юридической природы гинократии древнего мира».

И. Нибелер ТЕЛА И СЕРДЦА

Перевод Школьникова И. А.

В 1800 году появился новый модный предмет мебели, своего рода зеркало, известное как «псише» (psyche), или высокое зеркало на подвижной раме, названное так, чтобы можно было рассмотреть себя с головы до пят. Сейчас psyche, конечно же, означает «душа». Содержится ли в этом слове намек на новую женскую идентичность, ту, которая объединила все женское тело? Пока нет. Женщин девятнадцатого века, большинство из которых были верующими, если не действительно очень набожными, учили, что тело является врагом души, основной помехой на пути к спасению. И в любом случае женское тело, столь часто выводимое из строя беременностью, рождением детей и кормлением грудью, буквально было олицетворением отчужденного женского существования в качестве служанки всего человеческого рода. Как могли женщины отождествлять себя с этим?

Дж. Дюби, М. Перро СОЗДАВАЯ ИСТОРИЮ ЖЕНЩИН

Перевод Школьникова И. А.

Долгое время женщины находились в тени истории. Рассеять эту тень помогло развитие антропологии, а также новый акцент на историю семьи, историю mentalités, которая, в свою очередь, сконцентрировалась на повседневной жизни, на том, что было частным и личным. Еще больше сделали женское движение и поднятые им вопросы. «Откуда мы пришли? Куда мы идем?» Этими вопросами стали задаваться женщины. Как в университетах, так и вне их, они отправились на поиски своих предков и попытались выявить корни их доминирования и понять эволюцию отношений между мужчинами и женщинами.