Клуб гендерного кино

Интерактивность, творческий характер, дискуссионные формы, использование современных практик досуга и современных культурных форм как наиболее эффективные составляющие методик в сфере гендерного образования используются ИЦГИ в проекте «Клуб гендерного кино», осуществляющемся с 2008 года на базе Ивановского государственного и Ивановского государственного химико-технологического университетов. Организация проекта проста: в течение учебного года для студентов проводится несколько просмотров фильмов, имеющих в сюжете гендерную тематику. Просмотры проводятся во внеаудиторное время, студенты приглашаются на добровольной основе. Перед просмотром дается вводная информация о фильме, о времени создания и авторах, откликах и отзывах, задается основная тема для последующего обсуждения. Таким образом, в мягкой форме определяется угол зрения, под которым аудитория будет смотреть фильм. После просмотра фильма проходит обсуждение по заранее поставленной теме, соответствующей одному из острых вопросов гендерных отношений, в режиме свободной дискуссии, модерируемой сотрудником ИЦГИ. Продолжительность обсуждения 40-60 минут. Инструментарий обсуждения – топик-гайд, составленный модератором, который, однако, не требует того, чтобы ему жестко следовали. Количество зрителей для такого просмотра и последующего обсуждения не должно быть слишком большим, чтобы все смогли выразить свое мнение – оптимальное число 14-16 человек, как показала практика.

По форме заседание киноклуба имеет сходство с фокус-групповыми интервью, включающими стимульный материал для беседы. Фильм выступает в качестве такого стимульного материала, а в ходе обсуждения модератором вводится информация обучающего характера по гендерной теории. Очень важно, чтобы информация вводилась уместно и не превращалась бы в сухую лекцию, а поддерживала дискуссию. Это требует от модератора серьезной подготовки и глубоких знаний в области гендерных исследований, а также предварительного изучения медиа на предмет отзывов и основных направлений сетевых дискуссий о фильме.

Культурно-досуговая практика, используемая в основе «Клуба гендерного кино», добавляет развлекательный компонент в гендерное просвещение, снимая барьеры восприятия у аудитории. Современный кинематограф является одним из наиболее значимых институтов гендерной социализации, формирования и закрепления гендерных стереотипов в обществе, а также инструментом актуализации гендерных проблем. Индустрия кино создает мифологию современной культуры, и нет более авторитетного заявления в современном обществе, чем заявление, сделанное через фильм. Кинофильмы также являются в наши дни способом трансляции социального опыта в доступной образной форме. Исследователи информационного общества говорят о клиповом сознании, распространяющемся в нашем мире, для которого характерен особый способ мышления, основанный не столько на формальной логике, сколько на ассоциациях и образах. ИЦГИ использует это свойство современного общества для нужд гендерного образования.

Поскольку просвещение здесь имеет форму досуга, в качестве материала рекомендуется брать фильмы, получившие резонанс в прошлом и настоящем: классические фильмы своего времени, победители самых крупных кинофестивалей, посмотреть и обсудить которые не просто интересно, но и престижно. Кроме того, просмотры приурочиваются к значимым датам, праздникам и событиям. За прошедшее время были обсуждены такие темы как роль женщины в истории, объективация женщины в культуре, женщина как «другой», гендерные вопросы насилия в семье, маскулинность в современном мире и ее трансформации, изменение гендерных ролей, традиционные модели фемининности и маскулинности, дискриминация женщин по признаку пола, сексуальность и сексуальная революция, положение сексменьшинств и другие.

Фильм, являясь сложным и комплексным артефактом, позволяет при обсуждении ярко иллюстрировать те или иные стороны, проблемы гендерного порядка общества, вызывая при этом непосредственный эмоциональный отклик. Практически на каждом просмотре складывается ситуация, когда носители самых жестких стереотипов, захваченные сопереживанием героям, задумываются над своими взглядами и пересматривают их. Дальнейшее обсуждение помогает им не проигнорировать моменты, задевшие их за живое, а получит несколько вариантов ответов на возникший вопрос. Результатом такого просмотра и обсуждения становится изменение гендерных представлений, а также усложнение картины мира аудитории.

Дополнительным результатом «Клуба гендерного кино» становится вторичная коммуникация, вызванная и сами фильмом и прошедшей дискуссией. Часто общая дискуссия в клубе не прекращается с концом очередной встречи, а превращается в долгие обсуждения в небольших группах. Участники заседаний клуба распространяют информацию по своим социальным сетям, что привлекает внимание к гендерной теме более широкого круга лиц. Об этом свидетельствует всплеск посещений сайта ИЦГИ после каждого заседания «Клуба гендерного кино», комментарии в сети.

Фильм "Головой о стену"

Для всех любителей хорошего неоднозначного кино! В пятницу 21 марта в 16.00 в гуманитарном корпусе ИГХТУ состоится очередная встреча Клуба гендерного кино. После классического голивудского фильма Скорсезе смотрим европейское кино - фильм турецкого режиссера Фатиха Акина, работающего в Германии "Головой о стену" Фильм удостоен Золотого медведя и премии ФИПРЕССИ на Берлинском фестивале 2004 г. Фильм жесткий, местами шокирующий и тем не менее - про любовь. И, как многие хорошие фильмы, про многое другое...

Рецензии на фильм "Головой о стену"

фильм "Суррогат"

Смотрим фильм "Суррогат" (The Sessions) - призер фестиваля независимого кино Сандэнс, номинант Оскара, Бафты, Золотого глобуса. "Нежный, смешной и трогательный" , по мнению кинокритиков, фильм о проблемах инвалидов и роли секса в человеческой жизни.

Рецензии на фильм "Охота"

Фильм "Охота"

Смотрим фильм датского режиссера Томаса Винтерберга "Охота": три приза Каннского кинофестиваля, приз Европейской киноакадемии, номинация на BAFTA.

Рецензии на фильм "Охота"

фильм "Эпоха невинности"

У Мартина Скорсезе плохих фильмов быть не может, за какую бы тему он ни брался. В картине «Эпоха невинности» («The Age of Innocence») появляется совершенно неожиданная для великого режиссера тема великосветского общества конца XIX века и мы еще раз убеждаемся в том, что Скорсезе не делает фильмы. Он просто живет в них и увлекает зрителей в эту жизнь, которая для мастера безумно интересна.

Ни на миг мы не сомневаемся, что именно все так и было: Нью-Йорк без статуи Свободы, дилижансы, толпы на улицах, лица, прически, одежда. И, прежде всего, мы уверены, что история любви, показанная нам, абсолютно правдива, и творят ее близкие нам люди, просто мы немного разминулись по времени.

В любую эпоху люди любят, ненавидят, ревнуют, разрываются между чувствами и долгом, осуждаются обществом и идут наперекор всему ради великих чувств. Мастерство Скорсезе в том, что совершенно не важно, как выглядят люди на экране, потому что все происходит с нами и нашими близкими. И, может быть, судьбы героев фильма помогут нам разобраться с проблемами нашей жизни. А еще это очень красивый фильм, глубокий и нежный. Особенно хороши красавицы: милые, естественные, их внешность не обезображена ботоксом. Неужели все они остались в позапрошлом веке?

Рецензии на фильм "Эпоха невинности"

Фильм Драгоевича "Парад"

Совместный проект шести стран под режиссурой сербского режиссера Срджана Драгоевича. В главных ролях драмы Никола Койо, Милош Самолов и другие начинающие актеры. Фильм получил несколько наград международного кинофестиваля в Берлине и был очень тепло встречен публикой стран бывшей Югославии. 

Рецензии на фильм Драгоевича "Парад"

Фильм "Секрет"

Фильм "Секреты": четыре первых премии киноакадемии Израиля в 2007 г.. Фильм об ученицах женской семинарии и их взаимоотношениях с миром и окружающими: о поисках бога, прощения, любви и своего пути в жизни.

рецензии на фильм "Секрет"