Шнырова О.В.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЖЕНЩИН В ВЕЛИКОБРИТАНИИ СЕРЕДИНЫ Х1Х - НАЧАЛА ХХ вв.

Под общественным мнением понимается “состояние массового сознания, заключающее в себе отношение, скрытое или явное, людей к событиям и явлениям социальной действительности, к деятельности различных социальных институтов, групп и отдельных личностей”1. Общепризнанно, что в Х1Х в. общественное мнение начинает играть значительную роль в жизни общества, оказывая влияние на политику 2. В Англии, с ее развитыми демократическими традициями, основанными на том, что единственным правомочным источником законности является публично выраженная воля народа, общественное мнение было особенно значимым и действительно являлось эффективным инструментом воздействия на политику, хотя в действительности основным выразителем общественного мнения в этот период была социальная элита.

Общественное мнение в Англии выражалось в публичных дискуссиях, парламентских дебатах, петициях, слухах, публицистике, художественной литературе, прессе. Через эти каналы в свою очередь происходило и формирование общественного мнения. Основным инструментом формирования общественного мнения в Х1Х в. становится пресса. Если 1846 г. в Англии издавалась 551 газета, то в конце века их печаталось уже 2500 3. Приверженность общественного мнения теории раздельных сфер и предубежденность против включения женщин в сферу публичного, на наш взгляд, во многом предопределили затяжной характер борьбы суфражистского движения за право голоса для женщин. Понадобилось почти 70 лет для того, чтобы изменить устойчивые представления о гендерных отношениях, месте и роли женщины в обществе.

Несмотря на то, что в английской историографии история суфражистского движения является хорошо разработанным и весьма популярным научным направлением, нам не почти встречалось специальных работ, посвященных исследованию отношения общественного мнения к вопросу политических прав женщин4, хотя в той или иной степени эта проблема затрагивается во многих общих работах по истории суфражизма 5. Поэтому мы постараемся восполнить этот пробел и проследить, какое влияние оказывало общественное мнение на решение вопроса об избирательных правах женщин, и как оно эволюционировало на протяжении полувека под воздействием изменений в гендерной системе Англии и активной пропагандистской работы со стороны суфражисток и их сторонников.

Известно, что викторианское общество было крайне консервативно в вопросах морали и отношении полов. Основной доктриной, регламентирующей гендерные роли в обществе, была теория раздельных сфер, фактически разделявшая мир на мужскую и женскую половины. Мужчине отводилась сфера публичного: политики, бизнеса, общественной жизни, женщине – сфера частного: домашнего хозяйства и воспитания детей. Образ “ангела домашнего очага” - добродетельной хозяйки дома, воплощения скромности, рассудительности и терпения, полуженщины-полуребенка, нуждающейся в опеке и заботе мужа и не помышляющей о самостоятельных мыслях и поступках, активно разрабатывался в литературе первой половины – середины Х1Х вв. Этот образ, впервые воспетый в поэме К.Пэтмора “Ангел в доме” (1854 г.), тиражировался в романах У. Теккерея, Ч. Диккенса, Э. Троллопа, Э. Гаскелл, Х. Уорд и многих других романистов викторианского периода. Теории раздельных сфер придерживались представители всех партий и движений, начиная с консерваторов и заканчивая радикалами, боровшимися в середине Х1Х в. за избирательную реформу. Большинство радикалов выступали с патриархальных позиций, полагая, что в то время, как рабочий трудится на фабрике, его жена должна оставаться дома и вести домашнее хозяйство, не составляя конкуренции мужчине в трудовой сфере. Тред-юнионы также исходили из этих позиций, требуя достаточной зарплаты прежде всего для мужчины-кормильца.

Поэтому в момент зарождения суфражистского движения в 60-х гг. Х1Х в. большинству идея предоставления женщинам политического равноправия казалась абсолютно нереальной и воспринималась не более чем анекдот. Вот как описывает русский корреспондент реакцию парламентариев на выступление Дж.С.Милля в палате общин 20 мая 1867 г. с предложением о предоставлении женщинам избирательных прав: “предложение Милля …возбудило всеобщую веселость в палате…на все серьезные доводы …возражения делались в шуточном тоне, насмешки и тонкости пересыпались рассказами и анекдотами”.6 Также отнеслась к этому событию и английская пресса. Таким образом, общественное мнение первоначально не просто относилось отрицательно к вопросу о женских политических правах, оно отказывалось воспринимать его как проблему, достойную серьезного обсуждения. В этих условиях главной в деятельности суфражисток становится пропагандистская кампания, направленная на борьбу с общественными предрассудками о женской неполноценности и о естественной подчиненности женщины мужчине. В этой деятельности суфражистское движение выступало единым фронтом с другими женскими реформаторскими движениями викторианской эпохи, боровшимися за сокращение ограничений для женщин в сфере образования, оплаты труда, против двойного стандарта морали. Суфражистки, опираясь на опыт других общественных движений Х1Х в., в которых многие из них или членов их семей также принимали участие (чартизм, аболиционизм, движение за отмену хлебных законов), использовали разные методы воздействия на общественное мнение. В первые годы существования суфражизма большое значение придавалось ежегодной подаче петиций в парламент с требованием предоставления женщинам избирательных прав и сбору подписей под ними. Основной задачей этих кампаний было стремление доказать как парламентариям, так и обществу в целом, что суфражистское движение представляет интересы значительного числа женщин и пользуется поддержкой со стороны мужчин. Количество подписей в 60-х-70-х гг. Х1Х в. колебалось от 61 475 до 430 343, что свидетельствует как об активности суфражисток, так и об определенной поддержке их требований в обществе7.

Еще одним способом воздействия на общественное мнение стала широкомасштабная лекционная кампания, организованная суфражистками. Каждое из суфражистских обществ организует многочисленные собрания, на которых произносятся речи и читаются лекции, посвященные женскому вопросу. Как правило, председателем на эти собрания, вероятно для придания ему большего веса и респектабельности приглашался кто-либо из мужчин-парламентариев, симпатизировавших суфражизму, лекции же читались самими женщинами. Эти первые попытки вторжения женщин в публичную сферу многими были восприняты как нарушение приличий. Участница суфражистской кампании Р. Стрэчи приводит эпизод, когда один из парламентариев даже поднял в палате общин вопрос о недостойном поведении жен некоторых членов парламента, позволяющих себе публично выступать на собраниях, на которых присутствуют мужчины 8. Однако новизна этих событий привлекала большую аудиторию: “Залы были переполнены, так как в то время сам вид выступающей на публике женщины был сенсацией. Люди приходили поглазеть на странное зрелище, и нервничающий и озабоченный председатель считал необходимым предупредить публику о респектабельности дам. Резолюции с выражением благодарности часто упоминали о героизме выступающих, и в большинстве случаев принимались для убеждения мужей, считавшим необходимым избавить своих жен от присутствия на мероприятии”.9 Содержание лекций приблизительно одинаково и сводится к доказательствам того, что женщина является такой же дееспособной личностью, как и мужчина, но, не имея политических прав, подвергается дискриминации: “Женщины вынуждены зарабатывать в низкооплачиваемых отраслях промышленности. Они получают также значительно меньшую плату за равный или более тяжелый труд. Рабочие используют свой тред-юнионизм чтобы защитить свои права и лишить женщин их прав. Поэтому старая теория о "женской сфере" становится несостоятельной… Мы полагаем, что социальный статус женщины поднимется, если будет законодательно признано ее равенство с мужчиной... Справедливость в отношении любого класса или индивидуума заключается, …в предоставлении свободы определять свою жизнь, наиболее полно развивать свои способности, быть социально полезным и лично независимым10. Эта цитата из лекции Арабеллы Шор, прочитанной на собрании Лондонского национального суфражистского общества 14 мая 1877 г. демонстрирует явное влияние классической либеральной доктрины на взгляды первого поколения суфражисток. С другой стороны, апеллирование к идеям либерализма, прочно утвердившимся в общественном сознании, было убедительным аргументом в пользу избирательных прав женщин. В качестве аргументов в поддержку расширения прав женщин часто использовались ссылки на положение женщин в других странах. Любопытно, что в одной из лекций Лидии Беккер, секретаря Манчестерского национального общества за избирательные права женщин и наиболее востребованного лектора на севере Англии, в качестве положительного примера приводится ссылка на участие русских крестьянок в сельских сходах: “если бы в России было установлено парламентское правление, эти (крестьянские – О.Ш.) коммуны скорее всего легли бы в основу избирательных округов и мы увидели бы представительный орган имперского уровня, апеллирующий одинаково к мужчинам и женщинам" 11. Для расширения аудитории тексты многих лекций публиковались отдельными брошюрами и распространялись за символическую плату. Только в 1868 г. суфражистские общества опубликовали и распространили 18 000 брошюр.12 Работы в поддержку суфражизма было нетрудно опубликовать, так как многие суфражистки имели тесные семейные или дружеские связи с издателями, которые симпатизировали идее избирательных прав женщин. К тому же обычно суфражистские общества брали на себя все расходы по их изданию и продаже, что делало их издание коммерчески выгодным для издателя, независимо от того, как успешно они затем продавались.

Как уже указывалось выше, пресса становится наиболее эффективным инструментом воздействия на общественное мнение, поэтому не только крупные политические партии, но и менее значительные политические и общественные организации и движения стремились к изданию своего собственного печатного органа. Вторая половина Х1Х в. ознаменовалась заметным ростом количества печатных изданий, не только в столице, но и в провинции. Это было связано с отменой налога на марки в 1855 г. и налога на бумагу в 1861 г., а также с увеличением числа грамотных после принятия закона об образовании в 1870.

Первыми печатными органами суфражистского движения были два журнала "English Woman Journal", основанный Барбарой Лэй Смит в 1866 г., и Women's Suffrage Journal, издаваемый Лидией Беккер с 1870 г. Первый демонстрировал консервативный и осторожный подход, второй был за более решительные меры и освещал в основном деятельность местных суфражистских организаций. Оба издания были малотиражными (Women's Suffrage Journal в 70-х гг. выходил тиражом 400 экземпляров) и приносили больше убытков, чем прибыли, также как и первая суфражистская, “единственная в мире издаваемая женщинами газета” Women’s Penny Paper” 13. Что касается несуфражистских изданий, то идею избирательных прав женщин в основном поддерживали радикальные, также малотиражные издания, как, например, Westminster Review”, “Contemporary Review”, “Fortnightly Review”. Многие из новых газет придерживались либеральной ориентации, однако, несмотря на это суфражистские кампании не привлекали большого внимания прессы в Х1Х веке. Первоначальный интерес прессы, вызванный новизной и некоторой скандальностью публичных выступлений суфражисток и выдвигаемых ими требований, скоро угас. Из всех крупных газет только Manchester Guardian” постоянно освещала выступления суфражисток, так как ее редактор Ч. Скотт был убежденным сторонником суфражизма и активно сотрудничал со многими видными деятельницами женского движения. В значительной степени игнорирование суфражизма было связано с тем, что внимание политической прессы было приковано к парламентским делам, поэтому основное место в ней уделялось вопросам, серьезно дебатировавшиеся в парламенте. В связи с этим последний всплеск публикаций о политических правах женщин во второй половине Х1Х в. приходится на 1884 г., когда в парламенте обсуждался законопроект очередной избирательной реформы, в связи с чем либеральный парламентарий У.Вудолл внес поправку о предоставлении избирательных прав женщинам на равных с мужчинами основаниях.

Заговор молчания вокруг суфражизма в прессе был свидетельством того, что во второй половине Х1Х в. вопрос о предоставлении политических прав женщинам не воспринимался как общественно значимый. Этому способствовало и то обстоятельство, что не только мужчины, но многие английские женщины в этот период рассматривали требование политического равноправия женщин как чрезмерное и ненужное. Свидетельством этому стало письмо, выражающее протест против требований суфражисток, опубликованное в “Nineteenth Century Review” в 1889 г. Это письмо, инициированное известной в то время романисткой Х.Уорд, и подписанное многими известными англичанками, в том числе участницами кампаний за право женщин на труд и образование, (всего 105 подписей), гласило: “Мы считаем, что процесс эмансипации в настоящее время достиг пределов, определенных физиологическими особенностями женщины” 14, поэтому нет необходимости в требовании каких-либо еще прав для женщин. Более того, подписавшиеся под письмом дамы выражали решительный протест против предоставления женщинам избирательных прав, так как это может нанести ущерб национальным интересам: “Мы помним, что огромные изменения произошли в избирательном праве за последние годы. Масса новых избирателей была включена в политическую систему. Эти новые элементы еще нужно ассимилировать, этих новых избирателей еще нужно обучить, чтобы они могли участвовать в национальной работе, и пока эти изменения еще новы, а их последствия неопределенны, мы протестуем против дальнейшей перестройки нашего основного политического механизма, особенно когда эта перестройка связана с принципами огромной важности, касающимися проблем пола и семейной жизни”.15 Среди других аргументов против предоставления женщинам избирательных прав выдвигались следующие:

женщины в силу своих физиологических особенностей не могут принимать участие в ряде сфер общественной жизни, которые являются прерогативой мужчин (армия, флот, торговля, международные отношения и т.п.), поэтому и не должны претендовать на политическое равноправие;

женщины и так имеют большое влияние в обществе;

парламент достаточно чувствителен к нуждам и требованиям женщин;

все поправки к избирательному закону предусматривают предоставление права голоса только одиноким женщинам, что несправедливо по отношению к женщинам замужним.

Все эти аргументы впоследствии составят основной набор доводов антисуфражистов против женского политического равноправия, которые будут неоднократно повторятся на антисуфражистских собраниях и в прессе.

Впоследствии Беатрис Вебб, также подписавшая антисуфражистское обращение, в открытом письме к руководительнице Национального Союза Суфражистских Обществ Милисент Фосетт следующим образом объяснила свой поступок: “Мои возражения в основном основывались на моем неверии в ценность каких бы то ни было абстрактных прав, права голоса или права собственности, или даже права на жизнь, свободу или счастье. Я предпочитаю рассматривать жизнь как ряд обязанностей индивидуума перед обществом и общества перед индивидуумом. Я не видела для женщин оснований брать на себя обязанность вмешиваться в дела правительства…Соответственно я думала, что женщины могут предоставить всю грубость и беспорядочность партийной политики мужчинам, для того, чтобы сосредоточить всю свою энергию на их непосредственных обязанностях перед обществом – воспитании детей, развитии образования и передаче из поколения в поколение духовных ценностей” 16. Сомнения Беатрис Вебб в целесообразности предоставления политических прав женщинам были достаточно типичными для викторианского общества и являлись отражением широко распространенного мифа о нравственном превосходстве женщины над мужчиной, обязывающем англичанок держаться в стороне от грубости и вульгарности большой политики 17.

Антисуфражистское обращение произвело большое впечатление на общественное мнение, и сформировало стойкое впечатление о том, что женщины сами не желают избирательных прав. Немалое значение имело и то обстоятельство, и сама королева Виктория, пример которой суфражистки и их сторонники часто использовали в качестве аргумента в пользу способности женщины управлять государством, была убежденной противницей расширения прав женщин, называя вопрос о женском равноправии “безумным, бесстыдным капризом, со всеми вытекающими ужасными последствиями, к которым склонен слабый пол, если он забывает о женственности и приличиях” 18.

Так, с другой стороны, вполне естественно, оно вызвало и критику, причем не только со стороны суфражисток, дама-президент Лиги подснежника, опубликовала в Women’s Suffrage Journal письмо, в котором выражала свое несогласие с антисуфражистским обращением: Когда я стала членом Лиги подснежника, то я сделала это в надежде, которую разделяли многие, что если мы будем серьезно работать для Лиги, нашей наградой станет право голоса”.19 Что же касается самих суфражисток, то Милисент Фосетт опубликовала “Female suffrage: a reply” The Nineteenth Century, July, 1889

 

Наличие оппозиции суфражизму в обществе достаточно часто использовалось издателями как оправдание для отказа публикации суфражистских материалов: “Дорогая мисс Шарп, я очень сожалею по поводу ваших суфражистских записок. Если мы их опубликуем, то у нас будут проблемы с другой частью нашей читательской аудитории, которая на стороне женщин, выступающих против суфражизма” (письмо редактора “Daily Cronicle” Р.Доналда cуфражистке Эвелин Шарп от 27 ноября 1907 г.)20

Однако к началу ХХ в. во многом благодаря деятельности суфражисток многое изменилось в положении английских женщин: они получили право голоса в школьных советах и местных органах самоуправления, возможность активного участия в ряде государственных социальных служб, доступ к высшему образованию, были приняты законы, улучшающие права замужних женщин, и т.д. На смену образа “ангела в доме” приходит образ “новой женщины”. Этот термин вошел в употребление не только в Англии, но и в Европе, благодаря пьесе с аналогичным названием, поставленной в одном из лондонских театров в 1896 г. Пьеса имела успех, и породила спор о том, какой должна быть современная женщина. Результатом этой дискуссии стало создание в английской литературе целой плеяды новых женских типов, которые, в общем и целом, ставили перед собой одну цель – переустроить общественный порядок, для того, чтобы полностью освободить женщину21. Не случайно, один из самых нашумевших романов, автором которого был Грант Аллен, назывался “Женщина, которая решилась”. Даже Х.Уорд откликнулась на новые веяния романом “Марчелла”, героиня которого во имя независимости уходит из дома и самостоятельно зарабатывает себе на жизнь, правда, трактуя ее выбор как эгоистический и безответственный.

Произошли изменения и в суфражистском движении. В 1903 г. в суфражистском движении появляется новая организация – Женский социально-политический союз – “юный, задорный авангард женского движения”22. Действительно, в нем большую роль играли молодые женщины, представлявшие новое поколение англичанок. Он стал организатором массовых кампаний, воспринимавшихся неоднозначно, но постоянно привлекавших общественное внимание. Его “пропагандистская машина была, пожалуй, самой впечатляющей и эффективной из когда-либо наблюдавшихся в Англии”23. В своей деятельности суфражетки (так стали называть членов этой организации, сторонниц боевой, “милитантской” тактики) учитывали запросы нового направления в английской прессе, появившееся на рубеже веков. Оно было создано Альфредом Хармсвортом (позднее получившим титул лорда Нортклифа) и ориентировалось на интересы широких кругов читателей среднего класса, для которых старые газеты вроде The Times или Morning Post, были слишком интеллектуальными. Его Daily Mail (1896) преподносила серьезные события в доступной форме, специальные разделы освещали “развлекательные” новости, которые читатели могли обсудить с соседями. Кроме того, газета была дешевой и широко привлекала рекламу. Ее конкурентом в этой области стала Daily Express, созданная в 1900 г. В результате родилась новая пресса, успешно отбиравшая читательскую аудиторию у старых газет. Новые периодические издания, в отличие от старой политической прессы, ориентировалась не только на информирование и просвещение, но и на развлечение читателя, для чего им была нужна сенсационность публикуемых материалов24.

В ряде работ по истории милитанства отмечается, что деятельность ЖСПС во многом носила рекламный характер.25 И действительно, все их мероприятия были зрелищными, с налетом скандальности, сознательно ориентированными на то, чтобы привлечь внимание публики и попасть на первые страницы газет. Поскольку суфражистское движение к началу ХХ в. утратило свою новизну, и к нему проявляли мало интереса, то наиболее решительные поборницы избирательного права были вынуждены искать более действенные меры для воздействия на парламент, правительство и общественное мнение. Такими мерами и стали действия милитантского характера. Эммелин Панкхерст, супруги Петик-Лоуренс, Энни Кени и другие лидеры ЖСПС провозгласили, что поскольку женщины не имеют права участвовать в принятии законов, то они и не обязаны этим законам повиноваться. Отсюда вытекала тактика гражданского неповиновения, чем, по сути, и было милитантство. Начало этой тактике было положено Кристабель Панкхерст и Энни Кени 13 октября 1905 г. на встрече с избирателями кандидата от либеральной партии лорда Грея. Выступление кандидата было сорвано суфражистками, требовавшими ответа на вопрос: “Намерено ли либеральное правительство предоставить женщинам право голоса?”. Вызванная полиция препроводила суфражисток в полицейский участок. Суд признал их виновными в нарушении общественного порядка и присудил каждую к штрафу в пять шиллингов. Сумма была достаточно символической, однако, следуя тактике гражданского неповиновения, К. Панкхерст и Э. Кени отказались ее заплатить, предпочтя отправиться в тюрьму. Их арест наделал много шума и попал на первые страницы газет. По мнению специалиста по политической истории Великобритании К. Эйкина “этот инцидент привлек больше общественного внимания к вопросам женского избирательного права, нежели целый год мирной агитации”.26 Для Женского социально-политичекого союза эта акция имела положительные последствия. Его заметили, у него появились сторонники по всей стране, его казна пополнилась новыми пожертвованиями. Поскольку организация становится общенациональной, то ее штаб-квартира перемещается в Лондон. С этого момента практически все акции ЖСПС были ориентированы на привлечение внимания публики. Удержать суфражистский вопрос на первых страницах газет становится их важнейшей задачей.

Многие суфражистские акции были скорее протестными, чем рекламными, и опирались на тактику сенсационных действий для выражения своих политических требований. Через воинственные действия и радикальные акции феминистки presented dusruptive desplays of femininity in public spaces, generally forbiden for women.

"Пожалуй наиболее шокирующей феминистской телесной репрезентацией был образ голодающей и подвергшейся насильственному кормлению суфражетки. Pro-and anti-suffrage artists and political cartoonists battled over the emage of vectimized womanhood, and competing images of womanly woman violated by leering doctors on the one hand, or unwomanly crones surrounding by suffering nurses on the other, circulated in England newspapers... Отвергая комфорт окружающий тело представительницы среднего класса и отказываясь представлять радующий глаз образ традиционной женственности, такие представления (репрезентации) заставляли пересмотреть определения как женственности, так и зрелищности" (Р.4)

 

 

В начале ХХ в. положение изменилось: в 1905 г. Times опубликовали 2 материала о суфражизме, в 1913 г. они были вынуждены уделить этому вопросу 12 полос.

“Образ Ады Райт (Wright), сбитой с ног в “Черную пятницу”, на первой полосе Daily Mirror 19 ноября 1910 г., заставил правительство принять решение о запрещении номера и об уничтожении негативов.” (Р.451)

 

В ноябре 1911 г. Мод Арнклиф Сеннет разбила окно в редакции Daily Mail в знак протеста против того, что газета не осветила собрание ЖСПС в Альберт-Холле. Владелец газеты лорд Нортклифф предпочел заплатить за нее штраф, чтобы предотвратить шумиху вокруг этого дела, если бы ее приговорили к тюремному заключению.

Суфражистки прекрасно понимали значение прессы, поэтому регулярно писали в газеты письма и статьи, собирали газетные вырезки, издавали большое количество собственных печатных изданий. Сохранилось большое количество альбомов с газетными вырезками, которые служат прекрасными источниками по истории суфражистского движения.

 

Нац.Совет большое внимание уделял образовательной работе: организации кружков для чтения, программа которых была утверждена на съезде в 1913 г., летних школ, участницы которых осваивали навыки публичных выступлений.

Catherine Marshall стала организовывать суфражистские киоски (ряды, лотки) на местных ярмарках, с которых пропагандироваласьи продавалась суфражисткая литература. К.Маршал происходила из обеспеченной семьи, члены которой были активистами либеральной партии. Она и ее мать Были членами Women's Liberal Federation. В 1911 г. она стала парламентским секретарем Нац.Совета. По ее инициативе местные организации стали посылать обзоры местной прессы в центр в созданный Press Department, и результаты регулярно публиковались в The Common Cause. В течении года делался мониторинг 576 местных и центральных газет, в 70 газетах публиковался "Review of the Year" Нац.Совета, 30 выделяли регулярную колонку для отчетов и статей совета (NUWSS Annual Reports, 1911, 1912, 1913)

Кампании по публикации и распространению литературы стали таким важным направлением деятельности совета, в 1912 г. потребовалось учреждение специального отдела. Такая образовательная деятельность занимала незначительное место в ЖСПС.

Сравнение содержания основных печатных органов двух течений в суфражизме также свидетельтвует о различном стиле этих организаций. Содержание Votes for Women в основном концентрируется на вопросах руководства, доводах в пользу милитантства и атаках на либеральное правительство. Когда в 1909 г. ЖЛС стала издавать THe Vote, его содержание также было посвящено обсуждению внутренних проблем. Обе газеты были фактически партийными бюллетенями. В отличие от них журнал Нац.Совета The Common Cause, основанный группой манчестерских суфражисток во главе с Хелен Сванвик в 1909 г. как независимый журнал, оставался в основном образовательным и "продолжал освещать суфражистский вопрос в более широком контексте реформистской политики" (С.44).

 

Милитанток на атаки на правительственные здания спровоцировал отказ правительства предоставить суфражеткам статус политических заключенных. Затем они обнаружили, что разбивание окон приводит к быстрому аресту, что избавляет их от враждебности толпы, собравшейся поглазеть на демонстрацию.

Битье стекол получило одобрение руководства. Более серьезные атаки на собственность начались, снова спонтанно, в ответ на введение насильственного кормления в 1909 г.

Реакция умеренных на милитантство изменялась в зависимости от изменения их тактики. В начале милитантки только страдали, провоцируя насилие со стороны властей. Многие конституционалистки оказались под впечатлением смелости милитанток. По мере усиления воинственности ЖСПС М.Фосетт не раз выражала озабоченность этим обстоятельством, однако отказывалась высказываться против ЖСПС публично. Однако в 1909 г. НС все же публично отмежевался от милитантства после того, как члены ЖЛС стали приковывать себя к перилам Ladies' Gallery в палате общин, а во время дополнительных выборов 1909 г. две женщины из ЖЛС швырнули кислотой в избирательную урну (polling booth) in Bermondsey, нанеся легкие повреждения двум дежурным. Было запрещено двойное членство в обоих течениях. НС отказался также от поддержки независимого суфражисткого журнала Women's Franchise, поскольку его владелец отказался снять отчет ЖЛС. The Common Couse был учрежден для выражения точки зрения умеренных.

В январе 1907 г. была создана Лига художниц-суфражисток, первая из профессиональных женских суфражистских обществ. Поводом для создания Лиги стала готовящаяся демонстрация Национального союза суфражистских обществ. Лига изготовляла плакаты, листовки, открытки, знамена, эмблемы, разрабатывала декоративное оформление суфражистских процессий и демонстраций. Лига “много сделала для популяризации женского избирательного права, представляя с привлекательной точки зрения перед публикой многолетнее требование права голоса для женщин”. (Suffrage Annual and Women’s Who is Who . L.,1913 P.12) В 1909 г. было создано Суфражистское ателье, ставившее задачей “помогать своим искусством всем суфражистским обществам” (там же. Р.106), но его основатели граверы брат и сестра Хаусман тесно сотрудничали с ЖСПС. Ателье было ассоциированным членом другой милитантской организации – Женской лиги свободы. ЖСПС, верный лозунгу “Дела, а не слова”, обращал меньше внимания на воздействие на общественного мнения через декоративное искусство, но при нем постоянно работала небольшая группа художников во главе с Сильвией Панкхерст, которая кроме всего прочего, была профессиональным художником-декоратором.

Начиная с 1907 г. начинает активно применяться новая форма воздействия на общественное мнение – массовые демонстрации и процессии, инициатором которых был Национальный союз суфражистских обществ. Организацией впечатляющей и беспрецедентной череды массовых демонстраций в период с 1907 по 1913 гг., суфражистки разработали новый тип политического зрелища, в котором использовались все виды привлечения внимания публики – яркие костюмы, декорации, расшитые знамена, оркестры и т.п. Многое при этом было позаимствовано из политической культуры лейбористской партии и рабочего движения, с которыми в первые годы своего существования тесно сотрудничал ЖСПС: уличные митинги и манифестации, организация ярмарок и распродаж для сбора средств, пикники и т.п. Хотя все публичные акции суфражисток были направлены на привлечение общественного внимания, их формы были различными. Наиболее зрелищными были pageants и процессии, превращавшие лондонские улицы в сцену для суфражистских представлений... Суфражистские марши сводили вместе феминизм, рекламные акции (advertising), зрелищность и commodity culture. Основной задачей этих кампаний было убедить общество и парламент в том, что женщины стремятся получить право голоса, и что суфражистки представляют интересы большинства женского населения Великобритании. Однако Национальный Совет также организовывал массовые манифестации, первой из которых был так называемый Марш в ненастье (Mud March) в 1907 г. Самая крупная в истории суфражизма демонстрация, (по некоторым данным до 500 тыс. чел.), была организована ЖСПС в Гайд-Парке летом 1908 г. Наиболее впечатляющим было так называемое Паломничество (Pilgrimage) в 1913 г., организованное Национальным союзом, когда группы суфражисток стали стекаться со всех уголков Англии, сливаясь в одну колонну, движущуюся к Лондону. Он произвел большое впечатление на политиков и прессу. Как и милитантки, конституционалистки заимствовали методы социалистической агитации. Они также стали учреждать суфражистские караваны и велосипедные поездки, чтобы активистки-агитаторши могли достичь более отдаленных районов во время своих отпусков. В городах частью их деятельности стала продажа газет, организация уличных митингов, хождение по домам. Акции суфражисток привлекали внимание многотысячных толп зрителей, но еще большее количество англичан узнавало о них из репортажей прессы. Зрелищность суфражистских кампаний эдвардианской эпохи во многом определялась потребностями прессы. “Образы элегантных несущих знамена женщин привлекали большее внимание, чем их речи”.27 Более 30 центальных и местных газет предоставляли свои колонки описанию суфражистких мероприятий. Распространение фотографии позволило подкреплять отчеты о выступлениях суфражисток зрительными образами.

" The following methods adopted in various Federations are specially recommended: the publication of leaflets giving the lists of favourable papers, meetings of local press secretaries at stated intervals for discusssion on the best methods of dealing with the press in the area, the formation of committes in large towns, whose members shall deal with the papers individually, a system of postcard whips toLocal Press Secretaries, calling attention to important statements in the London papers which obviates the necessity of the duplication of drafts." (P.37)

О суфражизме писали консервативные газеты "Daily Telegraph","Daily Graphic", "Daily Mail", "Globe", "Times", "Standard"

Liberal: "Daily Chronicle", "Daily News', "Manchester Guardian", "Westminster Gazette".

Наиболее благожелательны лейбористские газеты: "Labour Leader", "Daily Citizen".

 

“Кампания за женские избирательные права не только помогла изменить само представление о том, что создает “политическую нацию”, но, будучи частью более широкого женского движения, она способствовала дезинтеграции и пересмотру представлений о том, что есть “публичное” и “частное”. В результате был потерян интеллектуальный контроль, ключевая характеристика маскулинности, что стало серьезной угрозой мужскому политическому и социальному доминированию. (The Men’s Share? Masculinities, Male Support and Women’s Suffrage in Britain, 1890-1920. L.-N.Y.,1997 Р.ХУ)

1 Грушин Б. Общественное мнение/50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989 С.215.

2 Доброва Е.А. Феномен европейского общественного мнения. /История Европы. Т.5 М.,2000 СС.365-378.

3 Ibid., C.370

4 Исключение составляет более частная работа шведского исследователя Р.Нессхейма, посвященная исследованию позиции английской прессы в отношении суфражизма в период с 1910 по 1918 гг.: Nessheim R. British Political Newspapers and Women’s Suffrage. 1910-1918. University of Oslo, 1991

5 См. например: Holton S. Feminism and Democracy. Women’s Suffrage and Reform Politics in Britain, 1900 – 1918. Cambridge., 1986.

Kent S. Sex and Suffrage in Britain, 1860-1914. Princeton, 1987.

The Suffrage Reader, L. – N. Y., 2000.

6 Е. Л. Избирательные права женщин в Англии. // Отечественные записки, 1871 № 6 С. 328.

7 Маrtin Pugh.The March of Women. A Revisionist Analysis of the Campaign for Women's Suffrage. 1866-1914. Oxford University Press, 2000 P.18

8 Strachey R. The Cause. L., 1978 PP.118,121

9 Strachey R. Women’s suffrage and women’s service. The history of the London and National Society for Women’s Service. London and National Society for Women’s Service, Westminster, 1927. Р.12

10 Shore Arabella. The present aspect of women's suffrage considered. Reprinted from the "English Woman's Review".L.,1877 PP.11-12

11 L.Bekker. The Rights and Duties of Women in Local Government. Read at the Conference on behalf of extending the Parliamentary Franchise to Women, held in the Victoria Rooms, Clifton, Bristol, on Jenuary 24, 1879. Manchester, 1879 Р.5

12 Ibid., P.10

13 Newspapers and Journals/ E.Crowford. The women’s suffrage movement. A Reference Guide. L. - N.Y., 2000 P. 462.

14 Patricia Hollis. Women in Public: The Women’s Movement 1850-1900. L.,1979 Р.322

15 Hollis P. Women in Public: The Women’s Movement 1850-1900. L.,1979 Р.325

16 Daily Mail, 1906, November 5

17 Впоследствии Б.Вебб изменила свою точку зрения и стала поддерживать требования суфражисток.

18 Цит. по: Aikin K.W. The Last Years of Liberal England. 1900-1914. L.,1972 P.132

19 Hollis P. P.328

20 Evelin Sharp Nevinson Collection. Bodleian Library, Oxford

21 Героини рассказов Дж.Эгертон, девушка по имени Линделл из романа О.Шрейнер “История африканской фермы”, Эвадна из “Божественых близнецов” Сары Гранд и т.п.

22 Мирович Н. Женский парламент в Лондоне./ Русская мысль, 1909, №7 С.126

23 Stubbs P. Women and Fiction. Feminism and the Novel 1880-1920. Brighton, 1979 P. 177

24 Rangfield Nessheim. British Political Newspapers and Women’s Suffrage. 1910-1918. University of Oslo, 1991 РР.67-68

25 Например: Strachey R. The Cause. L., 1978

26 Aikin K.W. The last years of liberal England. 1900-1911. L.,1972, P.132

27 Crawford E. The Women’s Suffrage Movement. A Reference Guide 1866-1928. L.-N.Y.,2000 P.451

Вы можете поделиться этим в соц. сетях: