Макарова А.В.

ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА В ПОЛЬШЕ 1989-2001 ГГ.: ПОЛИ- ТИЧЕСКИЕ УЧАСТНИКИ И ИХ ПОЗИЦИИ.

Изменения гендерных отношений являлись частью процесса транс- формации стран Центральной и Восточной Европы. Политика государства, направлявшая эти изменения, определялась в Польше 1989-2001 как общи- ми условиями и особенностями трансформации, так и позициями партий составляющих правительственные коалиции, католической церкви, жен- ских неправительственных организаций, и требованиями европейской ин- теграции. Они определили два основных подхода к гендерной политике, которые соответствовали разным этапам перехода.

Changes of gender relations were the part of whole transition process in countries of Central and East Europe. State politics that direct these changes were determined by common conditions of the process, by the positions of po- litical parties of ruling coalitions, by Catholic Church, women’s NGO’s, and by the integration to European Union, too. These positions determined two main approaches to gender policies which were acceptable on different stage of polish transition.

В 1989 году в Польше развернулся процесс трансформации, вклю- чавший демонтаж системы «партия-государство» и админинстративно- командной системы управления экономикой. В тесной связи с ним оказа- лось определение страной своего места в мире, где Польша взяла курс на сотрудничество, а затем и на интеграцию в ЕС.

Польша представляла собой один из успешных вариантов политиче- ской демократизации и рыночного реформирования. В политической сфере сформировалась достаточно эффективная для поступательного реформиро- вания экономики система умеренного плюрализма - лево- и правоцентрист- ских партийных коалиций, поочередно приходивших к власти на протяже- нии периода. Левые (правящая коалиция 1993-1997 гг. Союз демократиче- ских левых сил, Польская крестьянская партия) имели устойчивого лидера - СДЛС, ядро которого вышло из реформаторского крыла ПОРП (1990 г. СДРП), занявшего социал-демократические позиции, являясь сторонником рынка и демократии. Правые (правящие коалиции - 1991-1993 гг. Демокра- тический Союз, Союз демократических левых сил, Польская крестьянская партия, Избирательная католическая акция, Гражданское соглашение – Центр; 1997-2001гг. Избирательная акция Солидарность, Союз Свободы), оформлялись на базе партий, вышедших в основном из оппозиционного движения «Солидарность» в 1990-91 гг. Правые и центристы представляли широкий спектр взглядов от либеральных до консервативно- националистических и клерикальных, способных создавать коалиции для прихода к власти. Большое влияние на политику и общественную жизнь имела католическая церковь, оказывавшая поддержку правым. С другой2 стороны, в Польше был высок светский активизм, в русле которого дейст- вовали женские неправительственные организации.

Новые принципы организации экономики, появление новых полити- ческих сил должны были изменить и гендерную политику, под которой по- нимается политика государства, регулирующая гендерные отношения в обществе. Гендерная система социалистического государства строилась на включении женщин в общественную жизнь и сохранении за ними их функ- ций в частной, семейной жизни. Сочетание женщинами активности в про- изводственной и в семейной сфере обеспечивалось государством за счет предоставления социальных услуг (системы детских дошкольных заведе- ний, детских медицинских, санаторных, оздоровительных учреждений), защиты материнских функций женщин в сфере занятости через предостав- ление им декретных отпусков, отпусков по уходу за детьми. В новых усло- виях вопросы, определяющие положение и возможности полов на рынке труда, способы осуществления социальной поддержки, составляли акту- альное содержание гендерной политики.

Оформление перспектив гендерной политики обозначилось еще на начальном этапе преобразований, в период осуществления первых эконо- мических и политических реформ, либеральной экономической политики правительств «Солидарности» (1989-1993гг.). Общая линия правительст- венной политики (правительства Т.Мазовецкого, Я.Белецкого, Я.Ольшевского, В.Павляка, Х.Сухоцкой), начиная с правительства Т.Мазовецкого, заключалась в проведении либеральных рыночных реформ, «шоковой терапии» Л.Бальцеровича (начавшейся с осени 1989г.). На пер- вом этапе трансформации целью было остановить экономический спад, за- ложить основы рыночной экономики. В данной ситуации позиция либера- лов, осуществлявших трансформацию, формировала основные экономиче- ские условия для гендерной политики. Принципы либеральных рыночных реформ заключались в изменении экономических функций государства, проведении децентрализации, приватизации предприятий, сокращении гос- сектора экономики, выполнение государством лишь контролирующих функций. Вместе с ними менялись и социальные возможности государства, сокращался госсектор, и, соответственно, возможности социальной под- держки участия женщин в производстве. Рыночные реформы отменяли ус- ловия существования прежней гендерной системы, но они создавали новые условия, в которых важна была конкурентоспособность индивидов на рын- ке труда. Либеральная экономическая теория, лежавшая в основе реформ, не учитывала гендерные различия между работниками и не включала вы- равнивание возможностей представителей разных полов для конкуренции на рынке труда. В результате регулирование гендерных отношений остава- лось за рыночными силами и за той социальной политикой, которая уже имелась. Поэтому, основными элементами гендерной политики оставались существовавшие при социализме меры по защите женщин на рынке труда,3 заключавшиеся в предоставлении женщинам декретных отпусков и отпус- ков по уходу за детьми, с гарантией государством защиты их занятости на период отпусков, обязательств работодателя по предоставлению беремен- ным и кормящим женщинам льгот в режиме работы и должностных обя- занностях. Трудовой кодекс 1974 года продолжал действовать и законы, принятые на протяжении данного периода, подтвердили права матерей. Между тем, осуществление политики шоковой терапии, заключавшейся в либерализации экономики, проведении политики ограничения роста дохо- дов и внутреннего спроса, ограничительной монетарной политики, приво- дило к росту безработицы, падению жизненного уровня населения. Гендер- ный аспект в данном случае заключался в наиболее тяжелых экономиче- ских последствиях этой политики для женщин, поскольку меры по защите их репродуктивных функций вместо того, чтобы страховать женщин на рынке труда, снижали их конкурентоспособность.

Проведение либеральной политики смягчалось представлениями час- ти центристов (Т.Мазовецкий ДС, Польская крестьянская партия) и правых о сохранении социальной ответственности государства в условиях рыноч- ной трансформации. Эти взгляды основывались на католической социаль- ной доктрине, принятой на 2 Ватиканском Соборе 1962-65 гг., осуждавшей капиталистический индивидуализм и стремление к обогащению, высту- павшей с позиций социальной ответственности, социальной благотвори- тельности государства [2, 33,38]. В гендерной политике эти позиции выра- жались в государственной поддержке малоимущих семей, сохранении по- собий на ребенка, выплачиваемых исключительно женщинам. Однако эти выплаты не создавали условий для расширения возможностей женщин, по- этому такая политика лишь способствовала закреплению неравного поло- жения женщин и мужчин.

Выборы 1991 года не внесли изменений в гендерную политику госу- дарства. В состав сейма вошли ДС, СДЛС, ПКП, Избирательная католиче- ская акция, Гражданское соглашение – Центр. Большинство в Сейме полу- чили правые радикалы. Для них политика поддержки малоимущих семей являлась частью их традиционных представлений о гендерных отношени- ях, определявшихся националистической ориентацией с сильным влиянием католицизма. Элементом таких подходов был законопроект о запрете абор- тов, впервые предложенный уже в 1989 году при поддержке Епископально- го Совета Семьи. Мнение католической церкви стало решающим в вопро- сах морали, к которым относились вопросы семьи, деторождения. Церковь выступала за их запрет, основываясь на идеях ценности жизни, сохранения христианских семейных ценностей, действуя как самостоятельно, так и че- рез неправительственные организации, входившие в Совет католических движений и Федерацию движений в защиту жизни. С 1990 по 1993 год ря- дом законодательных актов был ограничены права женщин на аборт и за- коном о планировании семьи 1993 года были запрещены аборты, за исклю-4 чением случаев угрозы жизни женщины, патологических повреждений плода и беременности вследствие насилия.

Проблема абортов продемонстрировала зарождение альтернативного подхода к гендерной политике. Парламентская группа женщин (образова- лась в 1991 г.) [8] в своей парламентской деятельности выступала, исходя не из моральной, а из социальной оценки гендерных вопросов: поддержи- вала законопроект, в пользу планирования семьи, сексуального образова- ния в школе (1992 г.), проект о референдуме по вопросу аборта (1992), т.е. инициативы, позволяющие женщинам самостоятельно планировать рожде- ние и воспитание детей, снижая для себя социальные риски, с этим связан- ные. Позиции левых также отличались социальным отношением к гендер- ным проблемам, но на тот момент они не составляли серьезной силы в Сейме и не могли повлиять на гендерную политику.

В результате, основываясь на либеральной рыночной доктрине и на традиционных представлениях правых партий, гендерная политика приоб- рела характер традиционалистской. Если на начальном этапе трансформа- ции такая политика почти не имела альтернативы, то, по мере укрепления левых сил и экономического развития, появились возможности для ее из- менения.

В 1993 году, на выборах в сейм левые (СДЛС) получили большинст- во, во многом благодаря социальной усталости общества от реформ. В сейм также вошли Союз труда, ПКП, ДС, Беспартийный блок поддержки ре- форм. Правительства, сформированные левыми (сначала в коалиции с ПКП - правительство В.Павляка, затем с преобладанием СДЛС - правительство Ю.Олексы, В.Чимошевича) продолжали осуществление рыночных реформ.

Во взглядах на экономику и социальную политику левица подчерки- вала свою общность с социал-демократией Европы, выступала за продол- жение рыночных преобразований, но и за смягчение жестких неолибераль- ных постулатов, о необходимости ограниченного влияния государства на экономику и стимулирующем воздействии социальной дифференциации на экономическое развитие [3]. Эти позиции создавали благоприятные воз- можности для того, чтобы, внести изменения в направление гендерной по- литики. Политика равенства возможностей мужчин и женщин составляла часть социальной программы европейской социал-демократии.

Вместе с тем, позиции левых сильно корректировались задачами эко- номического реформирования. Поставив себе целью завершение институ- циональных рыночных реформ, левица полагала, что лишь на таком осно- вании можно проводить структурное социальное реформирование и менять принципы социальной политики[3], поэтому левым оставалось в основном «смягчать жесткую линию – снижать налогообложение малоимущих, уменьшать безработицу, увеличивать субсидии для семей с низкими дохо- дами» [5, 377]. Не изменилась политика в области предоставления таких5 социальных услуг как ясли, детские сады, число которых продолжало со- кращаться.

Однако в этот период на определение гендерной политики страны все сильнее дают знать давление женских неправительственных организаций, и подготовка к вступлению в ЕС. Количество женских неправительственных организаций в середине 1990-х гг. начинает расти (1995 г. около 70, в 2000 – 200), в связи тем, что традиционалистская политика предшествующего периода вызывала протест у части женщин, в основном прямо заинтересо- ванных в профессиональной деятельности. Идеологию женского движения формируют представительницы интеллигенции, традиционного активного в Польше элемента общества. Появляющиеся организации часто сочетают активизм с исследовательской деятельностью (Федерация женщин eFKa, Междисциплинарная группа женских исследований, Национальный ин- формационный центр женских инициатив OSKA, Ассоциация активных и творческих женщин, Центр прав женщин и др.). В результате складывается активная сила, отстаивающая групповые интересы женщин, на основе кон- цепции равенства возможностей.

Рост активности женских организаций, политическая заинтересован- ность левицы в их электоральной поддержке, возможность идейного сбли- жения привели к тому, что в гендерной политике правительств произошли изменения. Они заключались в попытках пересмотра старого понимания трудовых прав женщин как мер по защите их репродуктивных функций. В сфере трудового права отцам предоставляются возможности брать отпуск по уходу за ребенком (1995 г.), сокращаются списки профессий, запрещен- ных для женщин (1996). При непосредственном участии женских НПО (в рамках работы Форума сотрудничества НПО и правительственного упол- номоченного по делам семьи и женщин) был разработан Национальный план действий по делам женщин на срок до 2002 года (подписан в апреле 1997 г.). Он включал действия по разработке законодательной базы, опре- деляющей непрямую дискриминацию на рынке труда, по борьбе с нерав- ной оплатой труда, замену в социальных правах принципа материнства на принцип родительства, развитие сети государственных и частных учрежде- ний по дошкольному воспитанию и др.

Таким образом, политика левых вносила элементы регулирования гендерных отношений, характерные для развитых рыночных стран, и в этом отношении можно говорить о том, что левые внесли модернизацион- ную перспективу в развитие гендерной политики. Однако в этот период не удается добиться глубоких изменений: попытки левых либерализовать за- кон об абортах внесением поправки разрешающей аборт по социальным обстоятельствам (закон 1996 года) оказались неудачными в результате от- мены этого закона решением Конституционного трибунала в 1997 г. из-за давления церкви. Меры, направленные на расширение возможностей жен- щин на рынке труда были недостаточными для изменения ситуации. При-6 нятая в 1997 году Конституция, хотя и декларировала равенство мужчин и женщин в экономических, политических, социальных правах, не содержала указания на механизмы его осуществления.

Весной 1994 года Польша подает заявление с просьбой о вступлении в ЕС и включается в процесс интеграции. Влияние интеграции ЕС на ген- дерную политику на этом этапе не было значительным, поскольку ее при- оритетными направлениями были вопросы экономического развития. Предполагалось, что сначала страны-кандидаты должны добиться успеш- ных преобразований в демократическом процессе и рыночных реформах. Суть требований в области гендерной политики, налагаемых этим процес- сом предполагала сближение польского законодательства с общеевропей- скими социальными нормами, среди которых одним из приоритетных на- правлений является обеспечение условий равенства возможностей мужчин и женщин во всех сферах жизни[9].

Перспективы внедрения в гендерную политику принципов равных возможностей оказались весьма сомнительными после победы на выборах в Сейм в октябре 1997 года право-правоцентристской коалиции Союза Свободы и ИАС (правительство Е. Бузека). Несмотря на либеральные по- зиции Союза Свободы, в общей программе была представлена традициона- листская концепция гендерной политики, отвечавшая прокатолическим ориентациям ИАС. Ее приоритетом было сохранение христианских семей- ных ценностей, защита семьи как социальной ячейки [13]. Эти принципы реализовывались в предоставлении помощи семьям, в первую очередь мно- годетным, поддержки их через налоговую политику, и, вместе с тем, в уве- личении декретных отпусков (1999 г.), ограничение использования контра- цептивов (1998). Осуществление национального плана действий было при- остановлено, прекратилось сотрудничество с женскими НПО, был откло- нен законопроект о равном статусе мужчин и женщин (1999). Общим фо- ном стало осуществление либералами (Е.Бузек, Л.Бальцерович) социаль- ных реформ (1999г.), завершающих переход к рыночным нормам в соци- альной политике государства. Реформа ослабляла социальные позиции женщин по сравнению с мужчинами. Так, в пенсионном законодательстве разница в пенсионном возрасте женщин и мужчин в совокупности с более низким уровнем дохода женщин, вычетом из профессиональной деятельно- сти женщин декретных отпусков и отпусков по уходу за детьми, при нако- пительной системе пенсии ведет к разнице в начислении суммы пенсий мужчин и женщин. Таким образом, завершение рыночных реформ характе- ризовалось интеграцией в сложившуюся систему традиционалистской ген- дерной политики.

Несмотря на приверженность правых традиционалистскому подходу в гендерной политике, им пришлось внести некоторые коррективы под давлением Еврокомиссии. В 2001 году, почти перед выборами были приня- ты поправки в Трудовой кодекс о признании недействительными положе-7 ний трудовых договоров, противоречащих принципам равенства полов, вводился раздел «Равное отношение к женщинам и мужчинам», вводящий понятие косвенной дискриминации по признаку пола. Таким образом, фор- мально были соблюдены основные требования ЕС: введение принципа рав- ного отношения к мужчинам и женщинам, юридическое определение кос- венной дискриминации, принятие возможностей для введения позитивных действий.

К концу пребывания у власти, поддержка правительства обществом упала, в коалиции начались конфликты, которые привели к ее распаду и ослаблению перед выборами 2001 года. В это же время левица осуществила ряд консолидирующих преобразований. В 1999 году блок Союз демократи- ческих левых сил образовал одноименную партию, и выработал единую программу. Левица, ориентируясь на модернизацию и обновление эконо- мики Польши, в том числе перспективу вступления в ЕС, уточнила пони- мание принципа социального равенства как равенства шансов. На этом ос- новании в программу были включены положения равенства возможностей мужчин и женщин. Целями Союза объявлялись расширение представи- тельства женщин во власти и расширение экономических возможностей женщин [6; 12]. По ряду актуальных вопросов левица выступала за разви- тие концепции прав женщин в законодательстве и политике государства, партнерство в семье, за государственную поддержку возможностей плани- рования семьи, в том числе либерализацию абортов, сексуальное образова- ние, развитие контрацепции [11]. Была введена гендерная квота в 30% по партийным спискам. На выборах 2001 года левые (СДЛС, Союз труда) по- бедили, и с этим была обозначена модернизационная перспектива гендер- ной политики до 2005г.

Таким образом, в 1989-2001 годы в гендерной политике государства обозначились два направления, связанные с переходом к рыночной эконо- мике. Традиционалистский подход, опиравшийся на поддержку костела, сложился в начале реформирования в политике правоцентристов, как ре- зультат сочетания либеральной доктрины рыночного реформирования и традиционалистских социальных представлений. В политике левицы, по мере ее усиления, роста активности женских организаций и развития инте- грации с ЕС, появилась альтернатива в виде концепции равенства возмож- ностей мужчин и женщин. Ее развитие наиболее вероятно, однако на его темпы и особенности будут оказывать влияние церковь и позиции полити- ческих оппонентов левых.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аляев А.В. Политические процессы в Польше в переходный период: опыт трансформации внутренней и внешней политики в 1989-1998 гг. М., 2003.
  2. Ковальский А. Справился ли католицизм с вызовами 20 века. // Новая и но- вейшая история. 1999. No6.
  3. Колодко Гж. Десять лет постсоциалистического перехода: уроки политиче- ских реформ. // Чиновник. 2000. No2.
  4. Политические элиты в Центральной и Восточной Европе (проблемы пере- ходного периода). Отв. ред. Л.Н.Шаншева. М., 1998.
  5. Яжборовская И.С. Метаморфозы левых сил в Центральной и Юго-Восточной Европе. // Левые в Европе ХХ века: люди и идеи. Сб.ст. под ред. Н.П.Комоловой и В.В.Дамье. М., 2001.
  6. Deklaracja Ideowa SLD projekt z 15 kwietnia 1999 r.
  7. Equal opportunities for women and men in the European Union. Annual Report 2000. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2001.
  8. Fuszara M. New Gender Relations in Poland in the 1990s. // Reproducing Gender: Politics, Publics, and Everyday Life. Eds. Gal S. & Kligman G. Princeton, 2000.
  9. Głąbicka K. Polityka socjalna w Unii Europejskiej. // Studia Europejskie. 1997. N4.
  10. Lisicka H. Roła Kośioła w systemie politycznym Rzeczypospolitej Polskiej. // Pol- ityka w Polsce w latach 90. Wybrane problemy. pod red. Andrzeja Antoszewskiego i Ryszarda Herbuta. Wrocław: wydawnictwo Uniwersytetu wrocławskiego. 1998.
  11. Olczyk E. Bez ideologii.// Rzeczpospolita. 31.03.01.
  12. Uchwała I Kongresu SLD w sprawie wyrównywania szans kobiet. Warszawa, 19 grudnia 1999 r.
  13. Umowa Koalicyjna AWS-UW. // Rzeczpospolita. 12.11.97.
  14. http://isip.sejm.gov.pl/prawo/index.html - Архив законодательных актов Рес- публики Польша

Вы можете поделиться этим в соц. сетях: