Школьников И. А.

Ивановский государственный университет

ЛЕЙБОРИСТСКАЯ ПАРТИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СУФРАЖИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

В начале ХХ века суфражистское движение Великобритании переживало определенного рода кризис. Возникнув в середине XIX века, суфражистки к началу следующего столетия так и не достигли основной своей цели – избирательных прав для женщин. Причин тому было несколько. Это и традиционная тактика (митинги, демонстрации, петиции), которая являлась прекрасной иллюстрацией размаха самого движения, но с точки зрения эффективности была обречена на долгосрочную борьбу, исход которой зависел все-таки от правящих кругов, от политической воли мужчин.

Последние же (и речь здесь должна идти, прежде всего, о либералах) не спешили удовлетворить требования суфражисток, хоть и вытекавшие из либеральной идеологии. И здесь, на наш взгляд, лежит основная причина столь долгого затягивания решения проблемы женских избирательных прав. Провозглашавшая равноправие, идеология либералов еще не политическая программа партии, в которой пункт о праве голоса для женщин так и не нашел своего места. Вполне справедливо лидеры либералов (как впрочем, и консерваторов) рассматривали данный вопрос как внепартийный, а поэтому и не требовавший немедленного разрешения. Более того, сами суфражистки постоянно подчеркивали свою внепартийную ориентацию. Учитывая же парламентский механизм принятия политических решений, можно заметить, что у суфражисток существовало два варианта: либо попытаться оказать давление на какую-либо партию с тем, чтобы она, переведя проблему женских избирательных прав из плоскости отвлеченных дискуссий в сферу практического, сделало ее партийным вопросом; либо полагаться на частную инициативу отдельных парламентариев, вне зависимости от их партийной принадлежности. Исходя из своих первоначальных установок, суфражистки избрали второй вариант. Но, поскольку не существовало никакой гарантии того, что внесенный парламентарием законопроект получит поддержку со стороны правительства, то достичь своей цели подобным образом было для суфражисток весьма проблематично.

Ситуация меняется лишь в конце XIX – начале ХХ веков, когда происходят изменения как в самом суфражистском движении, так и на партийно-политической арене Великобритании. Во-первых, – это появление в рамках общего суфражистского движения нового направления – радикального суфражизма, получившего название «милитанстского». Во-вторых, – это оформление новой политической силы – лейбористской партии, единственной, которая наиболее последовательно отстаивала право голоса для женщин.

В конце лета 1903 года быстрыми темпами стала расти безработица среди работниц ланкаширских текстильных фабрик. Следует отметить, что работницы текстильных предприятий были одними из самых высокооплачиваемых – их зарплата была почти на 40% выше зарплаты работниц, занятых в других отраслях промышленности. Однако текстильные предприятия находились в зависимости от изменений на внешних рынках. Поэтому рост безработицы летом 1903 года объясняется тем, что, скупив товары, американские финансисты завладели текстильным рынком, что в свою очередь привело к сокращению поставок сырья на английские текстильные фабрики, часть из которых была вынуждена закрыться, другая же – перейти на сокращенный режим работы 1.

В условиях все возраставшей безработицы Эммелин Панкхерст – жена Ричарда Панкхерста, бывшего известным юристом и глашатаем политического равноправия женщин, решила создать организацию, которая отстаивала бы права английских работниц. Ориентация на этот социальный слой не была случайной. Известно, что ее муж являлся одним из создателей Независимой рабочей партии, возникшей в 1893 году, и позднее вошедшей на правах коллективного членства в лейбористскую партию. Р. Панкхерст придерживался радикальных взглядов и это, в конечном итоге, побудило его примкнуть к левым политическим силам Великобритании. В 1903 году, к моменту создания новой суфражистской организации, Эммелин Панкхерст, скорее всего под влиянием своего мужа, также являлась членом Независимой рабочей партии. 10 октября 1903 года собравшаяся в манчестерском доме Эммелин небольшая группа работниц, являвшихся сторонницами НРП, провозгласила создание Женского социального и политического союза (ЖСПС). В создании новой организации помощь оказал лидер НРП Кейр Гарди, бывший также убежденным сторонником наделения женщин избирательными правами.

Первоначально деятельность ЖСПС была направлена на то, чтобы убедить членов социалистических и профсоюзных организаций Манчестера в необходимости предоставления женщинам права голоса 2. В апреле 1904 года Э. Панкхерст была избрана членом Национального административного совета Независимой рабочей партии, что позволило ей использовать свое положение для того, чтобы оказывать давление на верхушку НРП в пользу женских избирательных прав. Так, например, на конференции Комитета рабочего представительства (в 1906 году трансформировавшегося в лейбористскую партию), которая проходила в январе 1905 года в Ливерпуле, Э. Панкхерст попыталась убедить членов Комитета принять пункт о расширении существующей избирательной системы в пользу женщин. В своих аргументах она зашла настолько далеко, что, по ее словам, «90% женщин, получивших право голоса, будут представительницами рабочего класса» 3. Однако это не убедило членов Комитета, который, в конечном итоге, принял решение выступать за всеобщее избирательное право.

Кроме того, в начале ХХ века суфражистки всех направлений были вынуждены учитывать два новых политических фактора: во-первых, вероятность того, что в ближайшем будущем к власти вернутся либералы; во-вторых, появление в Палате общин самостоятельной лейбористской партии. В начале 1906 года прошли парламентские выборы, которые вернули к власти либералов, наделив их почти двойным перевесом в распределении мест. Во вновь избранный парламент вошли и 29 членов новой, созданной в этом же году, политической партии – партии лейбористов, от которой ожидали парламентской поддержки правящим либералам. С этого момента суфражистки сконцентрировались на том, как наилучшим образом заставить партию либералов принять на себя обязательство по продвижению вопроса о женских избирательных правах, а также на том, как использовать новую политическую силу в своих целях.

Для оказания помощи лейбористам на парламентских выборах в 1906 году была создана Женская лейбористская лига. Первая конференция Лиги, прошедшая в июне 1906 года, определила и цель своей деятельности: «работа в сотрудничестве с партией лейбористов по достижению независимого лейбористского представительства, а также прямого представительства женщин в парламенте и во всех местных органах власти» 4. Одной из наиболее важных функций ЖЛЛ была работа по повышению уровня политического сознания женщин. В качестве основных методов работы были определены следующие: проведение митингов, дискуссий, распространение пропагандистской литературы, а также оказание помощи кандидатам от лейбористской партии на всех местных и парламентских выборах. Избирательные же права рассматривались членами Лиги как гарант участия женщин в борьбе по улучшению условий жизни работниц 5. Однако, несмотря на это, вряд ли можно сказать, что ЖЛЛ действительно оказывала сколько-нибудь существенное влияние как на лейбористскую партию, так и на ее парламентскую фракцию. За все время своего существования Лига так и не смогла преодолеть финансовой зависимости от партии. Кроме того, среди ее членов не было единства по вопросу о том, какое расширение избирательной системы наиболее приемлемо: выступать ли им за всеобщее избирательное право или же только за женское. В конечном итоге, на конференции 1907 года была принята резолюция, оставлявшая этот вопрос на усмотрение каждого члена Лиги 6.

Между тем, дело здесь было не только в относительной слабости Женской лейбористской лиги. Cуществовавшие расхождения являлись своего рода отражением разногласий среди самих лейбористов. На самых первых конференциях Комитета рабочего представительства принимались резолюции в пользу равных политических и гражданских прав мужчин и женщин. Наиболее последовательно этот взгляд отстаивали члены Независимой рабочей партии, чья позиция долгое время была главенствующей на первых заседаниях КРП. Уже на первой партийной конференции члены НРП единодушно определили как часть своей политической программы действия в поддержку «любого предложения по расширению избирательной системы» 7. Однако, начиная с 1904 года, в Комитете происходит усиление позиций тред-юнионистов и социалистов, которые выступали за всеобщее избирательное право, подразумевавшее устранение только лишь имущественного ценза. По их мнению, только всеобщее избирательное право позволит новой партии завоевать голоса рабочих и, таким образом, «создать выборный механизм, независимый от либеральной партии» 8. И на протяжении последующих пяти лет, вплоть до 1909 года, сторонники всеобщего избирательного права постоянно проваливали на конференциях партии лейбористов резолюции в пользу женских политических прав. Так, например, на конференции, прошедшей в январе 1907 года в Белфасте, была сделана попытка внести резолюцию о наделении женщин правом голоса на тех же условиях, что и мужчин. К этой резолюции была внесена поправка, провозглашавшая, что любая мера «по расширению избирательной системы на основе имущественного ценза в пользу отдельной части женского населения является реакционным шагам, которому должно быть оказано сопротивление». Кейр Гарди попытался сохранить изначальный текст резолюции, но поправка к ней была принята подавляющим большинством голосов. Столь сильная оппозиция привела к тому, что К. Гарди, бывший в то время лидером парламентской фракции лейбористов, заявил о своем уходе с этой должности 9.

Последствия изменения отношения лейбористов к проблеме избирательных прав исключительно для женщин не замедлили сказаться. Самым важным, на наш взгляд, результатом был отход от лейбористов милитанток Женского социального и политического союза, произошедший в 1906 году. В этот год прошли очередные парламентские выборы, принесшие победу либералам. В соответствии с традициями, после формирования нового кабинета министров, в стране проходили дополнительные выборы. И тактика ЖСПС на этих выборах заключалась в оппозиции тем кандидатам, которые должны были бы войти в новое правительство. В некоторых избирательных округах милитантки продолжали оказывать поддержку членам НРП. Следует отметить, что в 1906 году организация Э. Панкхерст по-прежнему представляла собой немногочисленное провинциальное объединение, которое во многом зависело от НРП, как в финансовом отношении, так и в плане пропаганды своих идей на страницах печатных органов, принадлежащих НРП. Однако уже в конце 1906 года ЖСПС отказывается от подобной политики и даже начинает оказывать предвыборную помощь некоторым кандидатам от партии консерваторов. Подобный шаг вполне объясним и находится в полном соответствии с определенными в следующем году методами работы ЖСПС, в частности с «оппозицией любому находящемуся у власти правительству, до тех пор пока женщинам не будет даровано право голоса» 10. Поскольку же сейчас у власти стоят либералы, то естественно было поддерживать их противников – консерваторов.

Причин разрыва отношений между милитантками и лейбористами было несколько. Во-первых, ­­­­- это стремление ЖСПС к деятельности, независимо от каких бы то ни было политических партий, что и было закреплено в конституции данной организации. Во-вторых, свою роль, безусловно, сыграла и переориентация лейбористской партии на требование всеобщего избирательного права. Быть может, в данной ситуации сказалось еще и стремление лидеров ЖСПС вырваться из рамок узкого, провинциального мира лейбористской политики, ограниченного в то время севером Англии. Поэтому в конце января 1906 года следуя указанию дочери Эммелин Панкхерст, Кристабель, одна из деятельниц ЖСПС, Э. Кенни, с 2 фунтами в кармане отправляется «поднимать» Лондон 11. Кроме того, немаловажную роль в изменении политики милитанток, на наш взгляд, сыграла и позиция парламентской фракции партии лейбористов, которая долгое время не могла определиться со свои отношением к вопросу о наделении женщин избирательными правами. Так, например, в феврале 1908 года либералом Генри Стэнджером готовилось внесение в парламент законопроекта, который предусматривал наделение женщин, независимо от их семейного положения, правом голоса на одинаковых с мужчинами условиях. Как и всегда, умеренные суфражистки, возглавляемые Милисент Фосетт, развернули широкую агитацию в пользу данного билля, пытаясь заручиться поддержкой как можно большего числа парламентариев, включая и представителей партии лейбористов. За неделю до проведения второго чтения законопроекта Стэнджера, 20 февраля 1908 года, члены лейбористской парламентской фракции приняли делегацию от головной организации умеренных суфражисток – Национального союза женских суфражистских обществ (НСЖСО). Однако еще до этой встречи на заседании фракции Артур Хендерсон предложил своим коллегам-парламентариям определить фракционное отношение к данному биллю, поскольку до этого времени не существовало никакой четкой позиции. И хотя фракция высказалась в поддержку законопроекта, тем не менее, решено было оставить вопрос открытым. Основной же целью суфражисток была попытка выяснить, окажет ли партия лейбористов давление на правительство в случае, если данный билль пройдет второе чтение. Полученный ответ был категоричен: «решение партии по данному вопросу будет зависеть от продвижения тех законопроектов, в которых партия заинтересована в первую очередь» 12. В число же подобных законопроектов билль о праве голоса для женщин не входил.

Тем не менее, в 1907 – 1908 годах в среде умеренного суфражистского движения начинают происходить определенные изменения. Лидеры отделений НСЖСО в Манчестере, Ньюкасле и Эдинбурге в это время пытаются оказать давление на верхушку Национального союза, выступая за пересмотр предвыборной политики в пользу кандидатов от лейбористской партии. По их мнению, это привело бы к значительному увеличению сторонников суфражизма за счет тех представителей рабочего движения, которые выступали в поддержку принципа равенства полов. Наиболее последовательно за изменение тактики НСЖСО выступали лидеры отделения в Ньюкасле – Этель Бентам и Этель Уильямс, первая из которых играла ведущую роль в Женской лейбористской лиге, а вторая – тесно сотрудничала с местным рабочим движением 13, что, вероятно, и обусловило их стремление к сближению умеренных суфражисток с лейбористами. Однако подобное предложение вызвало весьма сильное сопротивление со стороны руководства НСЖСО, в частности М. Фосетт, которая придерживалась тактики независимости от политических партий, поставив этот принцип во главу угла конституции своей организации. Тем не менее, на протяжении трех лет (1909 – 1912 гг.) при поддержке манчестерского и эдинбургского обществ отделение в Ньюкасле продолжало доказывать целесообразность пересмотра тактики в отношении лейбористской партии, пока в 1912 году не был создан суфражистско-лейбористский альянс.

Важной вехой в истории парламентской борьбы по вопросу о политическом равноправии женщин стал 1910 год. Во-первых, в начале этого года состоялись новые парламентские выборы, вновь выигранные либералами. Однако на этот раз они вернулись к власти, имея на своей стороне весьма незначительный перевес. Отныне их позиция во многом зависела от партии ирландских националистов и лейбористов 14. Во-вторых, в феврале 1910 года по инициативе радикального журналиста и члена лейбористской партии Генри Брейлсфорда в парламенте был создан межпартийный Комитет согласия (Conciliation Committee), призванный выработать единый законопроект о женских политических правах, который удовлетворял бы интересы всех партий. Первый такой билль был разработан и представлен в парламент в июле этого же года. Согласно законопроекту, автором которого являлся представитель лейбористской партии Д. Шеклетон, предполагалось наделить правом голоса женщин, независимо от семейного положения, имевших в своей собственности дом или квартиру, или же являвшихся квартиросъемщиками, платящими не менее 10 фунтов стерлингов в год. Несмотря на то, что билль большинством в 109 голосов был принят во втором чтении, его дальнейшее продвижение было заблокировано как либералами, так и консерваторами. Характерной в данной ситуации является и позиция парламентской фракции лейбористов. В апреле 1910 года лейбористы-парламентарии встретились с представительницами Женской лиги свободы, которые предложили лейбористам от имени партии сделать заявление в поддержку законопроекта Д. Шеклетона. Однако официальная позиция лейбористов заключалась в том, что их «партия не может пойти на предложенный шаг до тех пор, пока партийная конференция не пересмотрит свое решение по данному вопросу» 15. Более того, еще до начала парламентского обсуждения Г. Брейлсфорд обратился к исполнительному комитету Женской лейбористской лиги с просьбой об оказании помощи в продвижении данного билля. Однако в официальной поддержке законопроекта со стороны ЖЛЛ было отказано по причине ограниченного характера, который носил этот билль, что не соответствовало общей политике Лиги 16.

Вторая попытка наделить английских женщин избирательными правами была предпринята Комитетом согласия в мае 1911 года, когда внесенный либералом Джорджем Кемпом соответствующий билль вновь прошел второе, а затем и третье чтение со значительным перевесом в 167 голосов. По основным своим положениям он повторял законопроект прошлого года, за исключением убранной оговорки об уплате 10 фунтов стерлингов. Тем не менее, несмотря на такой успех, данный билль, как и все предыдущие также потерпел неудачу. Причиной тому послужил отказ Г. Асквита, возглавлявшего в то время кабинет министров, предоставить время для дальнейшего его обсуждения в течение текущей сессии 17. В то же время Асквит пообещал предоставить неделю на обсуждение в следующей сессии. В связи с этим, на одном из заседаний лейбористской фракции по инициативе Филиппа Сноудена была выдвинута резолюция, приветствовавшая желание правительства поставить в следующей сессии вопрос об избирательной реформе, а также заявлявшая, что «любая мера по расширению избирательной системы неприемлема, пока она не будет предусматривать право голоса для женщин». Вместе с тем, вновь была подтверждена ориентация партии на достижение всеобщего избирательного права, поэтому не удивительно, почему принимая данную резолюцию, члены фракции внесли в ее текст лишь одно изменение – заменили категоричное «неприемлема» на более мягкое «неудовлетворительна» 18.

Если 1910 год был важным этапом в эволюции партийной политики в отношении проблемы избирательных прав женской половины населения Великобритании, то 1912 год стал переломным в истории взаимоотношений умеренных суфражисток с либералами, а также и с лейбористами. Данный перелом произошел вследствие провала третьего, и последнего, законопроекта, предложенного Комитетом согласия, что привело к разочарованию суфражисток в политике либеральной партии и как следствие этого – к союзу суфражисток с лейбористами.

Последний законопроект, разработанный членами Комитета согласия, и внесенный в парламент 16 февраля 1912 года консерватором Дж. Эгг-Гарднером, по своим основным положениям повторял билль 1911 года. В конце января 1912 года в Бирмингеме состоялась конференция лейбористской партии, на которой была принята резолюция, четко определявшая позицию партии. Во-первых, члены конференции настаивали на том, чтобы правительство внесло Билль о реформе, который должен содержать пункт о наделении избирательными правами всех совершеннолетних мужчин и женщин. Во-вторых, конференция призвала парламентскую фракцию лейбористов к тому, чтобы она официально заявила о том, что любой билль, не содержащий в себе статьи о праве голоса для женщин, не может быть приемлем для рабочего и социалистического движений 19. В марте такое решение было принято на заседании фракции и официальное заявление о поддержке представленного Комитетом согласия законопроекта было распространено в прессе.

28 марта 1912 года состоялось второе чтение законопроекта, которое вновь закончилось неудачей для сторонников суфражизма – большинством в 14 голосов билль был отвергнут (208 – за, 222 - против) 20. Характерным моментом в распределении голосов является позиция ирландских националистов и лейбористов. Из числа первых в поддержку законопроекта не проголосовал ни один парламентарий, все 35 депутатов высказались против. Подобная политика вполне объяснима и вытекает исключительно из партийных интересов, суть которых состояла в том, чтобы, провалив билль о женских избирательных правах, оставить неделю парламентского времени на обсуждение вопроса о гомруле (самоуправлении Ирландии). Что касается лейбористов, то все 25 присутствовавших парламентариев проголосовали за законопроект, но не последнюю роль в его провале сыграли те 13 лейбористов, которые отсутствовали во время голосования, находясь в своих избирательных округах, где проходили в это время забастовки шахтеров 21. Таким образом, вновь свою роль сыграла проблема приоритетов, как это было в случае и с либералами, и с консерваторами. Как бы там ни было, но билль был провален и одним из существенных следствий этого явилось разочарование многих суфражисток в правящих либералах.

Практически сразу же после отклонения законопроекта Г. Брейлсфорд от имени Национального союза женских суфражистских обществ вступает в переговоры с руководством лейбористской партии о возможном союзе лейбористов и умеренных суфражисток. В письме от 8 апреля 1912 года К. Кортни, являвшаяся секретарем НСЖСО, сообщает об инициативе Брейлсфорда лидеру конституционалисток М. Фосетт, подчеркивая, однако, что, по словам Ф. Сноудена, конституция партии лейбористов запрещает им вступать в альянс с какой-либо иной организацией 22. В черновике своего ответа М. Фосетт, как и в 1907 году, вновь высказала мнение о необходимости придерживаться не партийной политики, но, вместе с тем, посчитала возможным оказывать предвыборную помощь кандидатам от лейбористской партии, поскольку только она включила в свою программу пункт о праве голоса для женщин 23. С этого момента между НСЖСО и Национальным исполнительным комитетом партии лейбористов завязывается постоянная переписка об условиях возможного сотрудничества, прежде всего о том, каким образом суфражистки могли бы содействовать продвижению кандидатов от лейбористов на парламентских и местных выборах. И к июлю 1912 года было достигнуто обоюдное соглашение, в соответствии с которым предполагалось, что НСЖСО будет оказывать финансовую (посредством специально созданного Фонда предвыборной борьбы) и организационную помощь кандидатам, прежде всего, в тех избирательных округах, где в парламент баллотируются либералы, придерживающиеся антисуфражистских взглядов 24. Таким образом, к этому времени можно говорить об окончательном оформлении суфражистско-лейбористского альянса, выгодного как той, так и другой стороне. Для суфражисток он был выгоден тем, что позволял им наиболее эффективно атаковать либеральное правительство, для лейбористов же он был еще одной возможностью увеличить свое представительство в парламенте.

Между тем, 17 июня 1912 года правительство внесло в парламент для обсуждения в первом чтении свой обещанный билль об избирательной реформе, не содержавший, однако, пункта о политических правах женщин, что, скорее всего, было связано с нежеланием Г. Асквита подвергать правительственный законопроект риску, включая в него пункт, по которому среди министров не было единодушия. К предложенному биллю было внесено четыре совершенно различных по характеру поправки о праве голоса для женщин. Одна из поправок принадлежала секретарю лейбористской партии Артуру Хендерсону и предполагала наделение политическими правами более 10 миллионов английских женщин на одинаковых с мужчинами условиях. Однако после июньского обсуждения законопроект исчез из поля зрения до конца января 1913 года. За это время произошло множество существенных изменений, повлиявших как на положение самого билля, так и на отношение к нему различных фракций. Прежде всего, среди сторонников суфражизма существовали значительные расхождения по характеру вносимых поправок 25. Кроме того, на повестке дня стоял законопроект, имевший важное практическое значение для правительства, - билль о самоуправлении Ирландии. Поэтому вполне возможно было ожидать от партии ирландских националистов такой же политики в отношении суфражистских поправок, как и во время голосования по третьему «согласительному» биллю. Здесь также свою роль играли и ходившие слухи о возможных отставках в правительстве в случае, если какая-либо поправка о праве голоса для женщин будет принята, что, в свою очередь, могло бы привести к провалу законопроекта о гомруле 26. Что касается лейбористов, то в октябре 1912 года на совместном заседании Национального исполнительного комитета и парламентской фракции, посвященного выработке общей политики в отношении правительственного билля, было принято решение оказывать всевозможное давление на правительство, дабы оно включило в свой законопроект пункт о политических правах женщин 27.

Как бы там ни было, но поступивший на очередное обсуждение 23 января 1913 года правительственный законопроект постигла та же судьба, что и все прежние, которые имели отношение к проблеме избирательных прав женщин. По истечении нескольких дней длившихся дискуссий билль был снят с повестки дня постановлением спикера, заявившего, что внесенные поправки существенным образом меняют природу законопроекта, превращая его в совершенно новый. Асквит же, подтверждая решение правительства снять свой билль с повестки дня, объяснил это тем, что он не желает рисковать и ставить кабинет министров под угрозу роспуска, что неминуемо должно было бы случиться в случае провала правительственной инициативы 28. Практически сразу же после провала законопроекта в Лондоне состоялась очередная ежегодная конференция лейбористской партии, на которой была принята резолюция, призывавшая свою парламентскую фракцию противодействовать любому биллю об избирательной реформе, который не содержал бы положения о политических правах женщин 29.

Отныне меняется и тактика умеренных суфражисток, происходит пересмотр предвыборной политики НСЖСО. Теперь поддержки суфражисток на выборах лишались все правительственные кандидаты, вне зависимости от того, насколько убежденными суфражистами они могли бы являться. Каждый кандидат в члены парламента, желавший заручиться поддержкой НСЖСО, должен был включить в свою предвыборную программу пункт о женских политических правах, а также предпринять все усилия для того, чтобы этот пункт стал частью предвыборной программы его партии. Кроме того, он должен был заявить о своей готовности противодействовать любой попытке расширить существующую избирательную систему без учета требований суфражисток. С этого момента основными целями суфражисток на всеобщих парламентских выборах являются: защита мест, занимаемых парламентариями-лейбористами; поддержка кандидатов, отстаивающих интересы лейбористской партии; нападки на места, принадлежащие либералам-антисуфражистам, в особенности, членам правительства 30. Таким образом, вполне очевидной становится переориентация суфражисток на сотрудничество с лейбористами, которые, в свою очередь, также наиболее последовательно стали отстаивать интересы суфражистского движения.

Между тем, уже через два года, к началу I Мировой войны, энтузиазм многих сторонников суфражистско-лейбористского альянса, прежде всего, со стороны самих суфражисток, пошел на убыль. Тому, по мнению австралийской исследовательницы истории суфражизма С. Холтон, было несколько причин. Во-первых, гнев, вызванный провалом «согласительных» биллей и правительственного законопроекта о реформе избирательной системы, практически исчез, а приближение очередных парламентских выборов могло бы возродить старую привязанность суфражисток к либералам. Во-вторых, многие суфражистки стали выражать недовольство противоречивым, а иногда и враждебным, отношением к проблеме женских политических прав со стороны некоторых лидеров лейбористов, в частности Р. Макдональда 31. Кроме того, противоречивой вновь стала казаться и политика парламентской фракции лейбористов. Примером тому может служить программа действий партии в течение первой сессии 1913 года. Разрабатывая будущую парламентскую политику, Национальный исполнительный комитет партии принял решение о том, что фракция должна добиваться от правительства предоставления необходимого времени для внесения частного законопроекта о женских избирательных правах 32. Подобная тактика являлась, по сути, шагом назад, поскольку, как уже указывалось, в условиях существовавшей парламентской процедуры было весьма трудно провести частный законопроект через обе палаты, если он не поддерживался правительством, свидетельством чему была вся история борьбы английских женщин за свое политическое равноправие.

Начавшаяся же летом 1914 года I Мировая война на время сняла вопрос об избирательных правах женщин с повестки дня. Сами суфражистки, как умеренные, так и милитантки, объявили о временном прекращении своей деятельности, направив свои усилия на помощь фронту и нации. Вновь проблема политических прав женщин возникла лишь в 1916 году, в связи с возникшей необходимостью пересмотра существовавшей системы избирательных списков. Дело было в том, что в случае проведения новых парламентских выборов, пришлось бы руководствоваться списками 1914 года, а это означало бы, что в голосовании приняли бы участие лишь 50 % избирателей, так как остальная часть находилась не в своих избирательных округах, занятая на военной работе в других местностях. Кроме того, необходимо было решить и проблему избирательных прав и для военнослужащих, принимавших участие в военных действиях. Таким образом, речь опять-таки шла об увеличении числа избирателей-мужчин. Однако на этот раз правительство уже осознавало, что ему не удастся решить данную проблему без того, чтобы опять не вызвать к жизни вопрос о праве голоса для женщин и вновь не вскрыть старые противоречия. Для разрешения конфликта в октябре 1916 года была созвана межпартийная конференция, призванная выработать рекомендации по проведению реформы избирательной системы. В числе прочих вопросов участники конференции должны были решить и проблему политического равноправия женщин. От партии лейбористов в конференции приняли участие трое парламентариев. В мае 1917 года разработанный на основе рекомендаций соответствующий законопроект был представлен в парламент, в декабре 1917 года он был одобрен палатой лордов, а 6 февраля 1918 года, получив королевскую санкцию, приобрел силу закона. Избирательными правами наделялись женщины старше 30 лет, обладающие собственностью с годовым доходом не менее 5 фунтов стерлингов, домовладелицы либо жены домовладельцев.

Что касается партии лейбористов, то, хотя она и была единственной из всех политических партий Великобритании, которая наиболее последовательно отстаивала идею о наделении женщин избирательными правами, а впоследствии даже вступила в политический альянс с умеренным крылом суфражистского движения, тем не менее, нельзя сказать, что отношение лейбористов к данной проблеме было однозначным и изначально четко определенным.

При изучении истории взаимоотношений лейбористской партии и суфражистского движения необходимо учитывать позиции, занимаемые всеми объединениями, входившими в состав этой партии. Так, если Независимая рабочая партия изначально выступала за наделение женщин правом голоса, несмотря даже на то, что подобная идея разделялась не всеми ее лидерами, то, к примеру, представители социал-демократической федерации ратовали за устранение только лишь имущественного ценза. Кроме того, не следует забывать и о парламентской фракции, которая непосредственно имела дело с практической реализацией программы лейбористской партии в парламенте. Долгое время члены фракции не могли определиться со свои отношением к данной проблеме. Но даже и определившись, они продолжали ориентироваться на решение более приоритетных задач, стоявших перед партией.

С другой стороны, суфражистки также прошли долгий путь, прежде чем решиться на союз с лейбористами. Им понадобилось несколько десятков лет постоянных разочарований в либералах, а также строгого следования внепартийной политике, пока они не поняли, что больше шансов добиться успеха у них будет, если они начнут сотрудничать с партией, которая в конечном итоге заняла просуфражистскую позицию. Другое дело, что лейбористы были довольно-таки молодой партией, находившейся в начале ХХ века в относительно слабом положении в парламенте, по сравнению с либералами или консерваторами. Поэтому, заключенный в 1912 году альянс с суфражистками, был им на руку, так как представлялся прекрасной возможностью увеличить свое парламентское представительство.

Отношение же самих суфражисток к альянсу не было однозначным. Одни, являвшиеся наиболее последовательными сторонницами проводимой НСЖСО в 1912 году политики, выступали за продолжение сотрудничества с лейбористами, рассматривая данный альянс как долгосрочную стратегию. Другие же видели в союзе с лейбористской партией лишь краткосрочный шаг, необходимый для нападок на либеральное правительство. И как справедливо отмечает С. Холтон, неизбежно должен был бы возникнуть конфликт между двумя этими группами, так как характер возникших противоречий был тактического, то есть принципиального, плана 33. Предотвратила конфликт лишь начавшаяся война, на время отодвинувшая проблему избирательных прав для женщин на задний план, не дав, тем самым, противоречиям разгореться со всей силой.

 

 

 

The Suffragette. October,18,1912

 

The WSPU Election Policy.

Pankhurst Ch. The Labour Party To Be Opposed.Р.8

 

Правительство поддерживается не только либералами, но коалицией в которую также входят националисты и лейбористы. "Каждый из этих трех столпов должен быть ниспровергнут, чтобы добиться смены правительства....Когда кандидат от лейбористов избирается в парламент, он голосуеттакже, как и кандидат от либеральной партии."(Р.8)

Атака идет не на социалистические принципы и не на рядовых членов, а на Лейборитскую партию.Война между женщинами и лейбористами закончится, если они согласятся представить правительству билль об избирательных правах женщин.

 

Независимая рабочая партия.

Многие важные местные организации НРП поддержали резолюцию Дж.Лансбери о необходимости немедленного препдоставления права голоса работающим женщинам.

 

 

1 Rosen A. Rise up, Women! The Militant Campaign of the Women’s Social and Political Union, 1903 – 1914. L. – Boston, 1974. P. 29.

2 Holton S. S. Feminism and Democracy. Women’s Suffrage and Reform Politics in Britain, 1900 – 1918. Cambridge, 1986. P. 35.

3 Цит. по: Rosen A. Op. cit. P. 36.

4 Women’s Labour League. Report of the 1st Conference. June 21st, 1906 / Women and the Labour Movement. Conference Reports and Journals of the Women’s Labour League and the Labour Party Women’s Organisations, 1906 – 1977 // Archives of the British Labour Party, 1873 – 1973. The Bodleian Library, Oxford. P. 4.

5 Rendell M. The Contribution of the Women’s Labour League to the Winning of the Franchise // Women in the Labour Movement. The British Experience / Ed. by L. Middleton. L., 1977. P. 60.

6 Women’s Labour League. Report of the 2nd Annual Conference. May 18th, 1907 / Women and the Labour Movement. Conference Reports and Journals of the Women’s Labour League and the Labour Party Women’s Organisations, 1906 – 1977 // Archives of the British Labour Party, 1873 – 1973. The Bodleian Library, Oxford. P. 15.

7 The Independent Labour Party. Report of the 1st General Conference. Glasgow, 1893. P. 12.

8 Holton S. S. Op. cit. P. 54.

9 Pankhurst S. The Suffragette Movement. L., 1984. P. 246.

10 Цит. по: Rosen A. Op. cit. P. 72.

11 Kenney A. Memories of a Militant. L., 1924. P. 58.

12 Minutes of Meeting of the Parliamentary Labour Party, February 20th, 1908 / Minutes of Meetings of the Parliamentary Labour Party, 1906 – 1968 // Archives of the Parliamentary Labour Party, 1873 – 1973. The Bodleian Library, Oxford.

13 Holton S. S. Op. cit. P. 66.

14 Morris H. L. Parliamentary Franchise Reform in England from 1885 to 1918. L., 1921. P. 58.

15 Minutes of Meeting of the Parliamentary Labour Party, April 14th, 1910 / Minutes of Meetings of the Parliamentary Labour Party, 1906 – 1968 // Archives of the Parliamentary Labour Party, 1873 – 1973. The Bodleian Library, Oxford.

16 Rendell M. Op. cit. P. 68.

17 Morgan D. Suffragists and Liberals. New Jersey, 1975. P. 76.

18 Minutes of Meeting of the Parliamentary Labour Party, November 16th, 1911 / Minutes of Meetings of the Parliamentary Labour Party, 1906 – 1968 // Archives of the Parliamentary Labour Party, 1873 – 1973. The Bodleian Library, Oxford.

19 Women’s Labour League. Report of the 7th Annual Conference. 1912 / Women and the Labour Movement. Conference Reports and Journals of the Women’s Labour League and the Labour Party Women’s Organisations, 1906 – 1977 // Archives of the British Labour Party, 1873 – 1973. The Bodleian Library, Oxford. P. 56.

20 Результаты голосования см.: The Times. March 30, 1912. P. 9.

21 National Union of Women’s Suffrage Societies. Annual Report 1912 and Balance Sheet. L., 1913. P. 13.

22 Letter from K. D. Courtney to M. G. Fawcett // Women’s Suffrage Collection from Manchester Central Library. Part II. The British Library, London.

23 Draft reply to the letter from K. D. Courtney to M. G. Fawcett // Women’s Suffrage Collection from Manchester Central Library. Part II. The British Library, London.

24 Minutes of the National Executive Committee, Part I: 1900 – 1926 // Archives of the British Labour Party, 1873 – 1973. Series I. The Bodleian Library, Oxford.

25 Более подробно о внесенных поправках см.: National Union of Women’s Suffrage Societies. Annual Report 1912 and Balance Sheet. L., 1913. P. 15.

26 Morris H. L. Op. cit. P. 90.

27 Minutes of Meeting of the Parliamentary Labour Party, October 15th, 1912 / Minutes of Meetings of the Parliamentary Labour Party, 1906 – 1968 // Archives of the Parliamentary Labour Party, 1873 – 1973. The Bodleian Library, Oxford.

28 National Union of Women’s Suffrage Societies. Annual Report 1912 and Balance Sheet. L., 1913. P. 15.

29 Ibid. P. 17.

30 Ibid. P. 8 – 10.

31 Holton S. S. Op. cit. 115.

32 Minutes of Meeting of the Parliamentary Labour Party, March 6th, 1913 / Minutes of Meetings of the Parliamentary Labour Party, 1906 – 1968 // Archives of the Parliamentary Labour Party, 1873 – 1973. The Bodleian Library, Oxford.

33 Holton S. S. Op. cit. 115.

Вы можете поделиться этим в соц. сетях: