Колесникова А.В.

Женское освободительное движение в Великобритании конца 1960-х – начала 1970-х гг. и гендерная политика.

Первая волна феминизма, имевшая место в Великобритании в середине 19 – начале 20 века ставила перед собой задачу борьбы за равные политические права.

Вторая волна феминизма в Великобритании поднялась в конце 60-х гг. ХХ века и в отличие от первой волны ее целями стало преодоление дискриминации в экономической сфере - на рынке труда, а также в семье.

Нарастание феминистских настроений стало результатом гендерного неравенства, которое сохранялось в английском обществе, невзирая на строительство государства всеобщего благосостояния. Причинами возникновения в Великобритании новой волны феминизма, получившей название женского освободительного движения, стали такие факторы как неравенство на рынке труда, более низкие по сравнению с мужчинами зарплаты за одинаковую работу, гендерная дискриминация в сфере образования, недостаток детских дошкольных учреждений, что делало практически невозможным совмещение карьеры и семейных обязанностей. Немаловажным стимулирующим фактором стало растущее женское движение в США и его успешный опыт.

Серьезное недовольство феминисток новой волны вызывало гендерное неравенство в сфере образования. В 60-е годы в Великобритании количество мальчиков в школах было в два раза больше чем количество девочек. В высшем образовании женщины составляли всего лишь четверть от числа мужчин. Кроме того, численность студентов мужского и женского пола различалась в зависимости от направленности и статуса университета: чем престижнее был университет, тем меньше студенток можно было там встретить. Так, в середине 60-х женщины составляли 35% от общего количества студентов в провинциальных университетах, 25% - в крупных, и только 12,5% в Кэмбридже и Оксфорде. Кроме того, некоторые высшие учебные заведения в своих правилах устанавливали квоты на прием девушек. Например, мединституты ограничивали набор 15% женщин1.

Результатом дискриминации в сфере образования была более низкая квалификация женщин, что в свою очередь приводило к получению худшей по сравнению с мужчинами работы и соответственно, к более низкой зарплате. Так, например, в 1969 г. мужчина в среднем получал 25 фунтов в неделю, в то время как средний заработок женщины составлял всего 12 фунтов2.

Кроме того, поскольку традиционно возможность женщины быть конкурентноспособной на рынке труда определяется не только образованием, но и возможностью передать функцию заботы о детях в дневное время из сферы семейной в сферу общественную, то наличие, число и доступность дошкольных детских учреждений является важным условием для эффективного участия женщин в трудовой деятельности. В Великобритании в 1970 году существовало менее 500 государственных детских садов, предоставлявших места для 24 000 детей от 2 до 4 лет. Всего же детей такого возраста было 2,5 млн3. В результате большинство женщин с малолетними детьми не имели возможности работать полный рабочий день. При этом на протяжении 60-70-хх гг. доля женщин на рынке труда неуклонно росла (41.6% в 1965 до 48.0% в 1979 г)4, что приводило к изменению в структуре рабочей силы. Таким образом, было необходимо развитие системы детских учреждений, что давало бы возможность женщинам работать наравне с мужчинами.

До 1967 г. в Великобритании были почти полностью запрещены аборты, что рассматривалось феминистками как ограничение права женщин распоряжаться своим телом.

Такова была социальная ситуация, породившая женское освободительное движение в Великобритании.

С самого начала движение было неоднородным и представляло собой большое количество разных по численности женских групп по всей стране. Как пишет в своих воспоминаниях М.Волтс, одна из активисток женского освободительного движения в Англии, движение выросло к 1968 г. из трех составляющих:

1) попытки женщин в профсоюзах добиться равной платы с мужчинами за равный труд;

2) неудовлетворенности женщин своей жизнью;

3) студенческих и радикальных организаций в 1960-х, в которых женщины чувствовали себя угнетенными5.

К концу 60-х гг. в стране начали появляться женские группы, ставившие перед собой задачу для помощи женщинам. Кроме того, активизировались либеральные женские организации, сохранившиеся времен первой волны феминизма. Так, например, существовавшая с 1921 г. женская группа, ставившая перед собой задачи равенства женщин в сфере образования, труда, права, социальной и морали (английский эквивалент?). С конца 1960-х группа принимала активное участие в осуществлении взаимодействия и распространении информации между другими женскими группами в стране.

Однако начало борьбе против гендерной дискриминации было положено не деятельностью женских групп, а выступлениями работниц, недовольных неравенством на рынке труда. Профсоюзы добивались увеличения заработной платы в целом для обоих полов, а требование устранения неравенства в оплате труда было лишь частью основной работы в этом направлении. Так было вплоть до первой забастовки против гендерной дискриминации на заводе Форда в Дагенхэме в 1968 г. Причиной конфликта было введение новой системы классификации трудовой деятельности. Были введены четыре различные категории работников: мужчины, выполнявшие квалифицированный труд, мужчины, выполнявшие полуквалифицированную работу, мужчины без квалификации, и, наконец, была введена отдельная категория для женщин, большинство из которых были швеями, выполнявшими достаточно сложные операции для того, чтобы отнести их к квалифицированному труду, однако они были выделены в отдельную категорию и получали самую низкую зарплату. В результате 850 женщин подняли забастовку, протестуя против гендерной дискриминации в распределении категорий тарифной сетки. Одна из лидеров забастовки Роуз Боланд в своем интервью английской газете «Socialist Worker» в 1968 г. рассказала, что для участниц этой забастовки было непонятно, почему их труд оплачивался ниже, чем неквалифицированный труд мужчин-рабочих, не смотря на то, что при приеме на работу им был предложен тест, по результатом которого определялась их профпригодность и профессиональные навыки6. Однако как можно судить из того же интервью, не смотря на то, что сама Р. Боланд считала такую практику оплаты труда и распределение категорий квалификации дискриминационной, для большинства женщин, целью забастовки было не достижение фактического равенства оплаты их труда, а просто перемещение женщин в более высокую категорию, что должно было привести к. повышению их заработной платы7. Работа завода была полностью остановлена на 3 недели, предприятие понесло огромные убытки. Забастовка закончилась только после достижения договоренности между забастовочным комитетом и министром труда лейбористстского кабинета Барбарой Кастл, о том, что заработная плата женщин всех заводах Форда достигнет 92% от размера мужской (была 87%). Однако требование о пересмотре категорий квалификации удовлетворено не было. Забастовка была большим успехом, несмотря на то, что ее цели был достигнуты не полностью. Она послужила успешным примером и воодушевила многих других женщин, недовольных условиями своего труда и заработной платой. Результатом этой забастовки также стало образование Национальной кампании за равноправие женщин (National Joint Action Campaign for Womens Equal Rights), которая организовала в 1969 г. массовую демонстрацию в поддержку равных возможностей и равенства в оплате труда. Демонстрацию поддержали женские группы в профсоюзах по всей стране.

Важным событием на законодательном уровне, случившимся отчасти в результате забастовки на заводе Форда, отчасти в результате политики лейбористов, стало принятие Закона о равной оплате труда в 1970, который был предложен Барбарой Кастл. Однако данный закон вступил в силу лишь в 1975, после прихода к власти лейбористской партии вновь после четырехлетнего пребывания у власти консерваторов. Он гарантировал право равной оплаты за одинаковую работу, запрещал неравенство в оплате наемного женского и мужского труда, и, кроме того, позволял женщинам претендовать на одинаковый с мужчинами размер пособий, отпускные и т.д. 8. Закон о равной оплате труда был призван устранить неравенство в перераспределении ресурсов путем обеспечения равного размера заработной платы для мужчин и женщин. Однако на деле все выглядело иначе. У работодателей осталась масса возможностей избежать выполнения этого закона: некоторые поднимали размер женской зарплаты до размера мужской, но самой низкой; некоторые давали одной и той же должности для мужчин и женщин разные названия, что позволяло легко обходить требования закона. Практически, результатом закона стало сокращение гендерного разрыва в оплате труда в целом по стране на 5% - с 72% до 77%9. На тот момент это было самым лучшим показателем в этой сфере в Европе.

Если женщины-члены профсоюзов боролись в 60-70-х гг. за равенство в трудовой сфере, то женские феминисткие группы стали инициаторами кампании в защиту репродуктивных прав женщин, в частности принятия закона об абортах и профилактике нежелательных беременностей. По существующему в Англии до 1967 г. законодательству, аборты разрешались лишь в случае непосредственной угрозы жизни женщины, т.е. физическому существованию, а не здоровью. Поскольку предыдущее законодательство охраняло право ребенка на жизнь, то оно не включало в себя такие критерии для аборта как, например, угроза психическому здоровью женщины, а также, возможность рождения ребенка с неизлечимыми заболеваниями. Прецедент был создан в 1938 г., когда суд рассматривал дело доктора Алека Боурна, который прервал беременность у 14-летней девушки, жертвы группового изнасилования. Суд признал Боурна невиновным, заявив, что «…если беременность влечет за собой угрозу физическому или психическому здоровью женщины, то суд может принять решение, что врач, прервавший такую беременность следуя своим убеждениям, действовал с целью сохранения жизни женщины»10. Таким образом, данный прецедент уравнял толкование непосредственно «угрозы жизни» и «угрозы здоровью», причем как физическому, так и умственному. Законодательно именно это решение было закреплено в Законе об абортах 1967 г.

Закон был принят в связи с тем, что в 60-х гг. в обществе росла обеспокоенность большим числом нелегальных абортов, приводящих к серьезным проблемам со здоровьем или даже смерти женщин. Около 40 женщин ежегодно умирали в результате подпольных абортов, выполняемых непрофессионалами11. Российская исследовательница М.Б. Ильичева отмечает, что в борьбе за принятие закона об абортах и требования распространения контрацепции соединились интересы различных акторов: общественности, женских организаций, политических деятелей. Но если общественность и женское движение рассматривали аборт как реализацию прав личности, то политики – как возможность ограничить рождаемость в наименее обеспеченных слоях общества12.

Большую роль в принятии закона сыграла кампания основанной еще в 1936 г. Ассоциации за реформирование законодательства об абортах (Abortion Law Reform Association) за доступные аборты – по физиологическим, моральным и социальным критериям. Ее активисты считали, что именно женщина должна сама решать сохранить или прервать беременность, т.е. именно за женщиной, а не за государством, не за политиками и не за врачами должно оставаться последнее слово при распоряжении своим телом и здоровьем.

В результате работы как с обществом в целом, так и с парламентариями к 1966 г. сложилась атмосфера, благоприятная реформированию существующего законодательства об абортах13. В 1967 г. было принят Закон об абортах (Abortion Act)14. Согласно данному закону аборт можно было сделать на сроках беременности до 24 недель в государственных клиниках, используя возможности государственного медицинского страхования (1 (1)(а). Показания к проведению данной процедуры были следующими:

- если сохранение беременности несет угрозу физическому или психическому здоровью женщины большую, нежели ее прерывание;

- если беременность представляет угрозу жизни женщины

- если существует риск, что ребенок будет рожден с серьезными физическими или психическими отклонениями (1(1).

Показания к проведению аборта были значительно расширены по сравнению с предшествующим законодательством в данной сфере. Как мы видим, законодательство стало более гибким. Если ранее ни угроза физическому здоровью матери, ни тем более здоровью ребенка не считались достаточным основанием для проведения процедуры аборта, то по закону 1967 г. эти показания признавались основанием для операции, также как и угроза психическому здоровью матери. Принятие более прогрессивного закона было во многом простимулировано активной деятельностью как Ассоциации за реформирование законодательства об абортах, так и формирующихся новых феминистских организаций.

Первые, хотя и половинчатые успехи феминисток, подтолкнули их к осознанию необходимости объединения и солидарности. В исследовательской литературе, как российской, так и зарубежной, началом организованного женского освободительного движения считается проведение первой национальной конференции движения в 1970 г. в Оксфорде. В ней приняли участие около 600 делегатов от различных женских групп со всей страны, которые собрались для того, чтобы обсудить актуальные проблемы, с которыми им приходилось сталкиваться. Обсуждались такие темы как «женщина и семья», «женщина и работа», «женщина и революция». Кроме того, конференция учредила Женский национальный координационный комитет (Womens National Coordinating committee), включавший по две представительницы от каждой женской группы. Поскольку движение было разрозненно и неорганизованно, планировалось сделать основными функциями Комитета координацию действий женских групп и обмен между ними информацией. В задачи Комитета входила также организация последующих национальных конференций. Однако эта цель не была достигнута, поскольку Комитет по своей сути был структурой, без какой-либо реальной власти и четкой программы действий.

Тем не менее, в результате обсуждений на конференции были разработаны 4 основных требования, выделившихся из проблем, озвученных большинством присутствующих женщин. Эти требования впоследствии стали лозунгами во время первой национальной демонстрации формирующегося женского движения и легли в основу программы его действий:

1) Равная оплата за равный труд.

2) Равные возможности и равный доступ к образованию.

3) Разрешение проведения абортов по желанию женщины и бесплатная контрацепция.

4) Бесплатные государственные круглосуточные службы по уходу за детьми.

 

Это требования стали отражением наиболее острых проблем, с которыми приходилось сталкиваться женщинам. Женские группы были вольны как принимать, так и отвергать идеи, которые были выдвинуты на национальной конференции. Первые два требования не подвергались критике, однако вторые два – разрешение аборта по желанию женщины и организация детских круглосуточных учреждений, являясь по своей сути более радикальными, стали источником конфликтов и споров в самом движении.

Требование равенства в оплате труда волновало всех работающих женщин и было первым в списке,. Поэтому женщины требовали равного доступа к получению образования в естественно-научных, технических и медицинских колледжах, равных стартовых возможностей для женщин во всех сферах занятости, а также равной оплаты за равный труд.

Требование введения круглосуточной службы по уходу за детьми было тесно связано с вопросом женской занятости. Круглосуточные детские учреждения в понимании феминисток новой волны были экстренной службой для тех женщин, кто вынужден работать ночью, а вовсе не возможностью поручить воспитание детей государству, как в своих контраргументах утверждали противники данного требования15. Таким образом, это требование основывалось на экономической необходимости, однако его сторонницы преследовали еще одну цель – положить конец позиционированию функции заботы как традиционно женской обязанности.

Поскольку принятый в 1967 г закон об абортах был несовершенен и не подразумевал проведение аборта по социальным показаниям, то это обстоятельство породило третье требование о легализации абортов по желанию женщины, выдвинутое на конференции 1970 г. в Оксфорде.

Таким образом, требования, выдвинутые на конференции 1970 г. предполагали изменения в тех сферах, в которых сами женщины чувствовали себя наиболее дискриминированными. Впоследствии, по мере развития женского освободительного движения, они были дополнены еще тремя требованиями, включенными в программу действий на конференциях в 1984 и 1987 гг. Это были требования правовой и финансовой независимости всех женщин; права на выбор сексуальной ориентации и недопустимости дискриминации по этому признаку; недопустимости давления на женщин путем угроз или применения насилия, включая сексуальное, в том числе и принуждение к сексуальным отношениям в браке.

Эти требования, выдвигаемые во время выступлений феминистских организаций в 70-х гг. способствовали принятию в 1975 г. Закона о недопущении дискриминации по признаку пола (Sex Discrimination Act), который в равной мере защищал от гендерной дискриминации в сфере труда как женщин, так и мужчин. Кроме того, в нем различалась прямая и косвенная дискриминация16. Согласно закону учреждалась Комиссия по равным возможностям (Equal Opportunities Commission) – государственный орган с широкими компетенциями, включая право финансировать проведение мониторинга дискриминационных практик в трудовой сфере17. Создание Комиссии по равным возможностям имело большое социальное значение, однако далеко не все ее рекомендации выполнялись18.

Оба эти закона, несомненно, были большим шагов вперед, однако критиковались феминистками за то, что применялись в равной мере, как к женщинам, так и к мужчинам. Женщинам же, в силу того, что они долгое время находились в менее выгодном по сравнению с мужчинами положении, нужны были дополнительные условия, т.е. «позитивная дискриминация».

Таким образом, социальнвя политика проводимая как консервативными, так и лейбористскими кабинетами, положившая начало политике гендерного равенства, обуславливалась рядом факторов:

- завершением создания государства всеобщего благосостояния, предполагавшего определенное социальное равенство;

- возрастанием доли женского труда на рынке рабочей силы;

- деятельностью феминистских организаций второй волны в начале 70-х гг., требовавших от правительства более решительных действий по улучшению положения женщин. Принятие этих законов послужило платформой для дальнейших требований.

Что касается самого движения, то в период конца 1960-х – начала 1970-х гг. оно набирает обороты, становясь более многочисленным. Несмотря на то, в отличие от движения первой волны женское движение второй волны феминизма было менее организованно, что приводило к серьезным противоречиям внутри движения и влияло на его эффективность, движение просуществовало до конца 80- х гг. и внесло свой вклад в совершенствование законодательной базы политики гендерного равенства.

 

1 Constence Sorrentino. International comparisons of labor force participation. P.25. URL: 1960-81http://stat.bls.gov/opub/mlr/1983/02/art3full.pdf. Последний доступ 2.10.2012

2 M. Walz. Fighting for Equality. The Women’s Liberation Movement in England. 1982. P. 39-40

3 M. Walz. Fighting for Equality. The Women’s Liberation Movement in England. 1982. P. 37.

4 Constence Sorrentino. International comparisons of labor force participation. P.25. URL: 1960-81http://stat.bls.gov/opub/mlr/1983/02/art3full.pdf. Последний доступ 2.10.2012

5 M. Walz. Fighting for Equality. The Women’s Liberation Movement in England. 1982. P. 35

6 Ford machinists’ strike, 1968: an inspiring demand for women’s rights. http://www.socialistworker.co.uk/art.php?id=15057 (последний доступ 09.11.2012)

7 Ibid.

9 http://www.unionhistory.info/equalpay/roaddisplay.php?irn=706 (последний доступ 10.11.2012 )

10 Abortion Bill (H.L.) (Hansard, 1 February 1966) P.320.

11 History of UK Abortion Law. http://www.efc.org.uk/young_people/facts_about_abortion/history_of_uk_abortion_law.html Последнее посещение 04.09.2012.

12 Ильичева М.Б. Британская семья в 1950-1980-х годах: традиции и перемены. Мурманск, 2009. С.38.

13 Brook St. Abortion Law Reform 1929-68//The Abortion Act 1967. Materials of the Seminar held 10 July 2001 in the School of Advanced Study, University of London. P.16.

По существующему до 1967 г. законодательству в Англии аборты разрешались лишь в том случае, если беременность угрожала жизни матери. Это было одним и единственным условием для проведения данной операции.

14 http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1967/87/introduction (Последнее посещение 06.09.2012)

15 M. Walz. Fighting for Equality. The Women’s Liberation Movement in England. 1982. P. 37.

 

17 Степанова Н. Механизм гендерного равенства в Великобритании/ Гендерное равенство в современном мире. М., 2008. С. 87-105.

18 Там же.

Вы можете поделиться этим в соц. сетях: