О.А. Юркина

Беатрис Вебб: начало пути

Опубликовано: Женская история и современные гендерные роли: переосмысливая прошлое, задумывайся о будущем. Сб. трудов Международной конференции РАИЖИ. Череповец, 1 – 3 ноября 2010 г. Череповец, 2010.

Фигура Беатрис Вебб, безусловно, является знаковой в социально-политической истории Великобритании. Ее роль в разработке фабианской доктрины, составившей основу идеологии лейбористской партии, трудно переоценить. Говоря о воззрениях Беатрис на женское движение в целом и на суфражизм в частности, отметим, что формировались они постепенно. Она прошла долгий путь от фактического отрицания суфражистских положений до позиции демократической суфражистки. 

 При этом сложно оспаривать тот факт, что на формирование мировоззрения любого человека огромное влияние оказывают те условия, в которых он рос и воспитывался, важнейшие вехи биографии. Безусловно, большое значение здесь играет окружение, которое выступает носителем и интерпретатором нравственных, моральных, социальных императивов. Таким образом, рассмотрение вопросов влияния социума на становление личности Беатрис Вебб представляет огромный интерес.

По роду своей деятельности отец Беатрис Ричард Поттер встречался со множеством людей, таких же как он предпринимателей, промышленников, юрисконсультов. Мать Беатрис также имела свой обширный круг политических и литературных знакомств. Необыкновенный круг общения с детских лет (у них дома бывали Г. Спенсер, Р. Кобден, Дж. Брайт) развил в девушке тягу к знаниям, желание совершенствоваться в своих достижениях, а также возбудили в ней интерес к общественной деятельности. По признанию биографов наиболее сильное интеллектуальное влияние на Беатрис в начале ее творческого пути оказал Г. Спенсер. Именно поэтому, когда он предложил ей работу у себя в качестве секретаря и редактора, она с радостью согласилась, указывая на тот факт, что именно общение и учеба у Спенсера одновременно поражали и восхищали ее. Позднее Беатрис напишет, что это воодушевление проходило через гносеологию. Доктрина Спенсера о «гармонии и прогрессе» заменила ей «красивую старую веру» наставила на пути познания1. Между тем, стоит сказать, что подобное всепроницающее влияние несло и определенные негативные черты. И связано это было, прежде всего, с некоторой однобокостью восприятия мира, а именно, только через призму взглядов Спенсера, что не создавало, в свою очередь, целостной картины. Кроме того, именно влияние позитивизма позднее отразилось в точке зрения Б. Вебб на проблему женского движения и эмансипации женщин. Традиционное викторианское воспитание вкупе с идеями позитивизма не позволило ей до конца жизни полностью принять идеи феминизма, а в начале карьеры так и полностью отрицать их право на существование.

Безусловно, приверженность Беатрис к социалистическим идеям сформировалось не только под воздействием той системы воспитания, какая царила в доме. Большое влияние здесь оказала совместная работа с Ч. Бутсом, который предложил использовать количественные методы анализа уровня заработной платы и условий жизни трудящихся, начав с самого центра нищеты – Ист Энда. К этому времени она уже начала свое первое знакомство с экономическими теориями и была, по ее собственному выражению, «не удовлетворена теми абстрактными и дедуктивными методами, предложенными экономистами»2. Беатрис проработала простой работницей в мастерской вплоть до 1885 г., когда тяжелая болезнь отца вынудила ее оставить Ист Энд. Результатом ее «хождения в народ» явился крайне любопытный документ – «Дневник исследовательницы». Вот как его охарактеризовал русский публицист Дионео: «Умная, талантливая писательница описывает свой опыт с точностью и объективностью… В “Дневнике” Поттер мы не видим ни единой, знакомой нам, русским, черты. Автор является к народу с целью, которую заранее себе определила», желая «наблюдать, исследовать и, если можно, принести пользу», будучи уверенной в том, что имеет «нечто положительное, ценное, которым можно поделиться с массами с пользой для последних»3.

В процессе работы с Бутсом, крепло убеждение Беатрис о необходимости продолжения исследований в области изучения исторического опыта рабочего движения. Опыт работы в Ист Энде помог ей в дальнейшем (уже будучи членом Фабианского общества) стать инициатором внедрения исторического метода исследования экономических аспектов положения рабочих4. Более того, позднее она критиковала Бутса за его «совершенно “статистический” характер исследований и пренебрежение им “историческим” методом анализа реальных процессов зарождения, развития, угасания и смерти социальных институтов»5.

Определенное воздействие на формирование личности Беатрис оказало знакомство с Дж. Чемберленом. Говоря о нем, Б. Вебб писала: это человек «вызывающий любопытство, с интересным характером, доминирующий по интеллектуальным данным, с малым самоконтролем, но весьма целеустремленный», хотя и являющийся «энтузиастом и деспотом»6. Однако их взаимоотношения, продлившись два года, сошли на нет. Причин тому было несколько. Прежде всего Беатрис не разделяла как политических, так и социальных взглядов Чемберлена. Другой причиной послужило требование отказаться от исследовательской деятельности. Кроме того, он требовал полного подчинения своей воле, если, не запрещая, то и не одобряя наличие собственного мнения и видения решения тех или иных вопросов и проблем, будучи убежденным в том, что женщины должны уступать мужчинам7. Являясь сторонником теории «сепаратных сфер», он считал необходимым дистанцировать женщину от общественно-политической и экономической деятельности. Все это приводит к тому, что в 1886 г. произошел их окончательный разрыв.

Не смотря на личные переживания Беатрис продолжает упорно заниматься экономикой, изучая труды А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршала. В своей статье «Развитие и рост английской экономики» она полемизирует с теорией Рикардо, говоря о том, что крупный капитал, создающий прибыль, и исторически, и на современном ей этапе, является только одной из многих форм создания экономического благосостояния8. Она считала, что политическая экономика Рикардо исследовала данный вопрос, исключая другие социальные учреждения, где преобладают иные «мотивы, нежели создание крупной прибыли». Более того, по мнению Беатрис, данный вопрос анализировался абстрактным и дедуктивным методом, полагаясь на данные, «неидеально основанные на фактическом наблюдении». При этом, Беатрис указывала на тот факт, что необходимо хронологическое исследование изменений социального статуса всех экономических институтов, поскольку фактически они имеют все фазы развития от зарождения и благополучия до исчезновения, включая стадии угасания (болезни), которые сторонники теории Рикардо не учли в исследованиях9.

Кроме изучения и анализа уже известных экономических моделей, Беатрис занимается обобщением и систематизацией полученных в Ист Энде данных. Своего рода точкой отсчета для нее становится публикация первой ее собственной работы 18 февраля 1886 года «Женский взгляд на безработицу» в Pall Mall Gazette, получившей неплохой отзыв в научных кругах. В таких дебатах постепенно выкристаллизовался взгляд Беатрис на социально-политические и экономические проблемы в обществе, формировались ее научные воззрения и пристрастия. Однако окончательное ее становление как ученого и общественного деятеля произойдет после замужества с одним из выдающихся членов фабианства Сиднеем Веббом.

Супружеский тандем Веббов явил собой исключительно органичный творческий союз, просуществовавший 50 лет. Мы склонны согласится с исследователями фабианства и современниками Веббов, что это было предопределено. Так, Харрисон указывает на тот факт, что оба они были «воспитаны общей культурой, имели общие политические и социальные идеалы… и цели. Они оба были продуктом провинциальной буржуазной культуры, пророком которой был Герберт Спенсер»10.

Между тем, их союз не был объединением партнеров с равной ролью. По отзывам людей, близко знавших обоих супругов, в научном сотрудничестве Сиднея и Беатрис последняя была ученым исследователем, тогда как Сидней был популяризатором научных выводов, достигнутых в основном его супругой, недаром именно он занимался активной лекторской деятельностью и входил в состав лейбористских правительств.

Обобщая вышесказанное, подчеркнем, что на формирование личности Беатрис Вебб, как ученого и общественной деятельницы, оказали серьезное влияние те условия, в которых она воспитывалась с детства. Недостаток общения как среди близких людей, так и сверстников в детском возрасте развил в ней способности к анализу, критическому отношению к действительности, что способствовало формированию потенциала исследовательницы.

Кроме того, круг знакомств в юношестве сформировал и теоретическую основу воззрений Беатрис. Спенсер познакомил ее с позитивизмом, работа с Бутсом предопределила интерес к рабочему движению и ее становление как социалистки, а Чемберлен вынудил отказаться от традиционной для аристократического общества теории «сепаратных сфер». Союз же с Сиднеем Веббом явил собой яркий пример творческого тандема, в котором нашли достаточно полное преломление как существующие тогда в викторианском обществе стандарты гендерных отношений, так и новые модели поведения, во многом являвшиеся результатом успехов феминистского движения в Великобритании.

1 См. напр.: Webb B. The Diary. V. I. Glitter Around and Darkness Within. Cambridge, 1982.

2 Webb B. My Apprenticeship. Cambridge, 1975. P. 338.

3 Дионео. Английские силуэты. СПб., 1905. С. 64 – 65.

4 McBriar A.M. Fabian Socialism and English Politics, 1884 – 1918. Cambrage, 1962. P. 50.

5 Webb B. May Apprenticeship. L., 1926. P. 342.

6 Webb В. The Diary of В. Webb. Vol. 2. Cambridge, 1983. P. 38.

7 MacKenzie N., MacKenzie J. The Fabians. N.Y., 1977. P. 126.

8 Данная работа не была нигде опубликована, однако ее выдержки приводятся в книге Webb B. My Apprenticeship. Cambridge, 1975. P. 340 – 342.

9 Webb B. My Apprenticeship. Cambridge, 1975. P. 341 – 342.

10 Harrison R.J. The Life and Times of Sidney and Beatrice Webb, 1858 – 1905: The Formative Years. Chippenham, Wiltshire, 2000. P. 173.

Вы можете поделиться этим в соц. сетях: