О.В. Шнырова, О.А. Юркина
Ивановский государственный университет
БЕАТРИС ВЕББ И АНГЛИЙСКИЙ ФЕМИНИЗМ КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА XX ВВ.
Опубликовано: Гендерные исследования в гуманитарных науках: Современные подходы. Матер. Междунар. науч. конф. Иваново, 15 – 16 сентября 2000 г. Иваново, 2000. Ч. I.
Супругам Сиднею и Беатрис Вебб, основоположникам фабианского социализма, основателям Фабианского общества, стоявшим у истоков Лейбористской партии, в отечественной историографии 70-80-х тт. уделялось достаточно большое внимание.
Однако во многих публикациях супружеская чета Веббов представлялась как некое безликое целое, вне поля внимания исследователей оставалась как их личная жизнь, так и их деятельность, не связанная напрямую с лейборизмом и рабочим движением, в то время как их можно считать блестящим примером творческого союза, в котором нашли достаточно полное преломление как существующие тогда в викторианском обществе стандарты тендерных отношений, так и новые модели поведения, во многом являвшиеся результатом успехов феминистского движения в Великобритании. Вообще, изучение творческого процесса супружеских союзов является, на наш взгляд, очень интересным и перспективным объектом гендерного анализа, однако в данной статье мы остановимся на исследовании взаимоотношений Беатрис Вебб и английского феминизма.
Когда Беатрис Поттер вышла замуж за Сиднея Вебба, ей было уже 33 года. Даже по викторианским стандартам, допускавшим поздние браки не только для мужчин, но и для женщин, она уже была близка к возрасту старой девы. Однако долгое девичество было результатом не объективных обстоятельств, а ее собственного выбора, недостатка в претендентах на ее руку она не испытывала. Наиболее известен ее роман с крупным политическим лидером Джозефом Чемберленом, которому она отказала из-за того, что он требовал от жены абсолютного подчинения и зависимости. Условием ее брака с Веббом было обязательство последнего не препятствовать ее интеллектуальным занятиям. Исследователи вполне справедливо рассматривают этот брак прежде всего как творческий союз двух единомышленников, причем разработкой теоретических положений в их работах в большей степени занималась Беатрис, в то время как Сидней был скорее популяризатором и практиком.
Таким образом, Беатрис Вебб вполне можно считать воплощением феномена «новой женщины», появившегося в Великобритании в конце XIX в. Этот тип женщин совершенно не вписывался в стандарты викторианской морали, основанной на концепции «сепаратных сфер» и предписывающей женщине ограничивать свою деятельность узким кругом семьи, быть пассивной, слабой и зависимой. Однако во второй половине XIX в. все больше английских женщин стремятся выйти за жесткие рамки предписываемых обществом стандартов поведения, отстаивая свое право на экономическую и интеллектуальную независимость, что приводит к горячим спорам о «женском вопросе», в результате которых и рождается термин «новая женщина». Хорошо образованная, эрудированная, самостоятельно зарабатывающая на жизнь и не спешащая связать себя брачными узами, Беатрис Поттер, действительно была бы идеальным примером «новой женщины», если бы не одно «но»: она себя таковой не считала, и ей потребовалось много времени для того, чтобы понять и принять идеи феминизма.
Несмотря на присущую ей независимость и активную общественную деятельность, Беатрис Вебб, по крайней мере в начале своей карьеры, была сторонницей теории «сепаратных сфер». Во многом такая позиция определялась не только традиционным воспитанием, но и тем обстоятельством, что она была ученицей и секретарем известного философа-позитивиста и теоретика либерализма Герберта Спенсера, который в отличие от Дж. С. Милля был последовательным противником равноправия женщин, основываясь на концепции женской интеллектуальной неполноценности – одного из основных постулатов викторианского общества. Спенсер доказывал, что женское умственное развитие от природы ниже интеллектуального развития мужчин, так как вся их энергия направлена на репродукцию. Такая точка зрения закономерно привела ее в лагерь антисуфражистов, и в 1889 г. она была среди тех, кто подписал известное воззвание против распространения избирательных прав на женщин (М, Fawcett. Women's Suffrage. L. 1912). В этом воззвании утверждалось, что для того, чтобы оказывать влияние на политическую жизнь, женщинам вовсе необязательно получать избирательные права: женщины способны и должны оказывать облагораживающее воздействие на мужчин, делающих политику, и в этом их задача. Это утверждение отражало еще один, характерный для викторианского общества миф о нравственном превосходстве женщины над мужчиной, дававший англичанкам определенную моральную компенсацию за их ограниченное жесткими рамками существование. Общепринятые же нормы поведения заставили Беатрис оставить работу у Спенсера после того, как вышла замуж.
Не случайно, ряд биографов Б. Вебб полагает, что ей на протяжении значительной части ее жизни был присущ внутренний конфликт: с одной стороны, воспитание и привитые убеждения требовали придерживаться традиционных взглядов и норм поведения, с другой — незаурядный ум, независимый характер и избранный ею образ жизни, делали ее непригодной для роли «ангела домашнего очага», который считался идеалом для женщины викторианской эпохи (Seymour-Jones С, Beatrice Webb, Woman of Conflict. L., 1992). Этот конфликт неизбежно должен был разрешиться в пользу принятия новых тендерных установок и признания идеи равноправия женщин, в том числе и в политической сфере, активно пропагандируемой суфражистками.
Кроме личных обстоятельств этому способствовала и деятельность Веббов в рабочем и лейбористском движении. В начале XX в. суфражистские, особенно милитантские организации, начинают все активнее привлекать на свою сторону женщин-работниц, отстаивая их интересы, что делает их естественными союзниками формирующегося лейборизма. Характерно, что в Великобритании не было той конфронтации между феминистским и социал-демократическим движениями, которая была присуща для России и ряда стран европейского континента. Многие видные члены Фабианского общества и Лейбористской партии. Ф. Сноуден, Дж. Кейр-Гарди, Дж. Лансбери были активными сторонниками суфражизма и отстаивали реформу избирательного права в пользу женщин в парламенте. Все это приводит к тому, что Беатрис Вебб начинает сотрудничать с феминистскими организациями, хотя она и не стала членом ни одной из них. Так, в 1899 г. она вместе с мужем принимала участие в работе промышленной секции Международного женского конгресса в Лондоне, организованного Международным женским союзом. Л. Давыдова, присутствовавшая на конгрессе и опубликовавшая о нем отчет в журнале «Мир Божий», характеризовала ее как «самую выдающуюся женщину из всех, принимавших участие в конгрессе» (Давыдова Л. На женском международном конгрессе. (Письмо из Лондона) / Мир Божий. 1899. №8. С.55) Впоследствии она даже выступала в защиту действий милитанток, представлявших наиболее радикальное крыло в суфражизме, опубликовав в 1906 г. письмо в их защиту в Times, Таким образом, за период с 1889 по 1906 гг. ее взгляды на идею политического равноправия женщин претерпели существенное изменение: с антисуфражистских позиций на совершенно четкую просуфражистскую ориентацию.
Однако это не означало, что Беатрис Вебб полностью разделяла все взгляды британских феминисток. Признав необходимость политического равноправия женщин, она активно полемизировала с ними по поводу позиции в отношении женского труда в промышленности, в том числе и на уже упомянутом Международном женском конгрессе. В противовес английским феминисткам, выступавшим против введения законодательства об охране женского труда, так как, по их мнению, это должно было сделать женскую рабочую силу менее конкурентоспособной по сравнению с мужской, и, таким образом, только ухудшило бы положение женщин, Б. Вебб полагала, что улучшение положения женщин на производстве необходимо. Ее точка зрения по этому вопросу соответствовала позиции европейского социалистического движения, выступавшего за принятие законов об охране труда представительниц рабочего класса. Она, кстати, совладала с позицией российских феминисток, также выступавших за введение охранного законодательства в отношении женщин-работниц.
Таким образом, отношения выдающейся английской социалистки с феминизмом были достаточно сложными. В определенной степени они были отражением взаимоотношений между социал-демократией и феминизмом в целом. Хотя, как уже отмечалось выше, отношения английских лейбористов и феминистских суфражистских организаций были значительно менее конфликтными, чем в ряде европейских стран на континенте. Незадолго до Первой мировой войны даже складывается лейбористско-суфражистский политический альянс, в результате чего суфражистки в избирательных кампаниях начинают поддерживать прежде всего депутатов от Лейбористской партии. В 1908 г. в Фабианском обществе была создана Фабианская женская группа, которая стояла на суфражистских позициях и участвовала в милитантских акциях. Однако во многом эволюция в восприятии феминистских идей у Б, Вебб была связана не только с политическими убеждениями, но и с ее воспитанием и жизненным опытом. Если в начале жизненного пути и карьеры, коща традиционное воспитание, привитые нормы морали и влияние идей Г. Спенсера определили ее антисуфражистские взгляды, то впоследствии, избранный ею образ жизни и личный жизненный опыт привели ее не только к признанию необходимости политического равноправия женщин, но и к оправданию права суфражисток бороться за свои права, прибегая к акциям гражданского неповиновения и полностью разрушая при этом укоренившиеся в английском обществе стандарты женственности.