О.В. Шнырова, О.А. Юркина

Ивановский государственный университет

БЕАТРИС ВЕББ И АНГЛИЙСКИЙ ФЕМИНИЗМ КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА XX ВВ.

Опубликовано: Гендерные исследования в гуманитарных науках: Современные подходы. Матер. Междунар. науч. конф. Иваново, 15 – 16 сентября 2000 г. Иваново, 2000. Ч. I.

Супругам Сиднею и Беатрис Вебб, основоположникам фабианского социализма, основателям Фабианского общества, стоявшим у истоков Лейбористской партии, в отечественной историографии 70-80-х тт. уделялось достаточно большое внимание.

 Однако во многих публикациях супружеская чета Веббов представлялась как некое безликое целое, вне поля внимания исследователей оставалась как их личная жизнь, так и их деятельность, не связанная напрямую с лейборизмом и рабочим движением, в то время как их можно считать блестящим примером творческого союза, в котором нашли достаточно полное преломление как существующие тогда в викторианском обществе стандарты тендерных отношений, так и новые модели поведения, во многом являвшиеся результатом успехов феминистского движения в Великобритании. Вообще, изучение творческого процесса супружеских союзов является, на наш взгляд, очень интересным и перспективным объектом гендерного анализа, однако в данной статье мы остановимся на исследовании взаимоотношений Беатрис Вебб и английского феминизма.

Когда Беатрис Поттер вышла замуж за Сиднея Вебба, ей было уже 33 года. Даже по викторианским стандартам, допускавшим поздние браки не только для мужчин, но и для женщин, она уже была близка к возрасту старой девы. Однако долгое девичество было результатом не объективных обстоятельств, а ее собственного выбора, недостатка в претендентах на ее руку она не испытывала. Наиболее известен ее роман с крупным политическим лидером Джозефом Чемберленом, которому она отказала из-за того, что он требовал от жены абсолютного подчинения и зависимости. Условием ее брака с Веббом было обязательство последнего не препятствовать ее интеллектуальным занятиям. Исследователи вполне справедливо рассматривают этот брак прежде всего как творческий союз двух единомышленников, причем разработкой теоретических положений в их работах в большей степени занималась Беатрис, в то время как Сидней был скорее популяризатором и практиком.

Таким образом, Беатрис Вебб вполне можно считать воплощением феномена «новой женщины», появившегося в Великобритании в конце XIX в. Этот тип женщин совершенно не вписывался в стандарты викторианской морали, основанной на концепции «сепаратных сфер» и предписывающей женщине ограничивать свою деятельность узким кругом семьи, быть пассивной, слабой и зави­симой. Однако во второй половине XIX в. все больше английских женщин стремятся выйти за жесткие рамки предписываемых обществом стандартов поведения, отстаивая свое право на экономическую и интеллектуальную независимость, что приводит к горячим спорам о «женском вопросе», в результате которых и рождается термин «новая женщина». Хорошо образованная, эрудированная, самостоятельно зарабатывающая на жизнь и не спешащая связать себя брачными узами, Беатрис Поттер, действительно была бы идеальным примером «новой женщины», если бы не одно «но»: она себя таковой не считала, и ей потребовалось много времени для того, чтобы понять и принять идеи феминизма.

Несмотря на присущую ей независимость и активную общественную деятельность, Беатрис Вебб, по крайней мере в начале своей карьеры, была сторонницей теории «сепаратных сфер». Во многом такая позиция определялась не только традиционным воспитанием, но и тем обстоятельством, что она была ученицей и секретарем известного философа-позитивиста и теоретика либерализма Герберта Спенсера, который в отличие от Дж. С. Милля был последовательным противником равноправия женщин, основываясь на концепции женской интеллектуальной неполноценности – одного из основных постулатов викторианского общества. Спенсер доказывал, что женское умственное развитие от природы ниже интеллектуального развития мужчин, так как вся их энергия направ­лена на репродукцию. Такая точка зрения закономерно привела ее в лагерь антисуфражистов, и в 1889 г. она была среди тех, кто подписал известное воззвание против распространения избирательных прав на женщин (М, Fawcett. Women's Suffrage. L. 1912). В этом воззвании утверждалось, что для того, чтобы оказывать влияние на политическую жизнь, женщинам вовсе необязательно получать избирательные права: женщины способны и должны оказывать облагораживающее воздействие на мужчин, делающих политику, и в этом их задача. Это утверждение отражало еще один, характерный для викторианского общества миф о нравственном превосходстве женщины над мужчиной, дававший англичанкам определенную моральную компенсацию за их ограниченное жесткими рамками существование. Общепринятые же нормы поведения заставили Беатрис оставить работу у Спенсера после того, как вышла замуж.

Не случайно, ряд биографов Б. Вебб полагает, что ей на протяжении значительной части ее жизни был присущ внутренний конфликт: с одной стороны, воспитание и привитые убеждения требовали придерживаться традиционных взглядов и норм поведения, с другой — незаурядный ум, независимый характер и избран­ный ею образ жизни, делали ее непригодной для роли «ангела домашнего очага», который считался идеалом для женщины викторианской эпохи (Seymour-Jones С, Beatrice Webb, Woman of Conflict. L., 1992). Этот конфликт неизбежно должен был разрешиться в пользу принятия новых тендерных установок и признания идеи равноправия женщин, в том числе и в политической сфере, активно пропагандируемой суфражистками.

Кроме личных обстоятельств этому способствовала и деятельность Веббов в рабочем и лейбористском движении. В начале XX в. суфражистские, особенно милитантские организации, начинают все активнее привлекать на свою сторону женщин-работниц, отстаивая их интересы, что делает их естественными союзниками формирующегося лейборизма. Характерно, что в Великобритании не было той конфронтации между феминистским и социал-демократическим движениями, которая была присуща для России и ряда стран европейского континента. Многие видные члены Фабианского общества и Лейбористской партии. Ф. Сноуден, Дж. Кейр-Гарди, Дж. Лансбери были активными сторонниками суфражизма и отстаивали реформу избирательного права в пользу женщин в парламенте. Все это приводит к тому, что Беатрис Вебб начинает сотрудничать с феминистскими организациями, хотя она и не стала членом ни одной из них. Так, в 1899 г. она вместе с мужем принимала участие в работе промышленной секции Международного женского конгресса в Лондоне, организованного Международным женским союзом. Л. Давыдова, присутствовавшая на конгрессе и опубликовавшая о нем отчет в журнале «Мир Божий», характеризовала ее как «самую выдающуюся женщину из всех, принимавших участие в конгрессе» (Давыдова Л. На женском международном конгрессе. (Письмо из Лондона) / Мир Божий. 1899. №8. С.55) Впоследствии она даже выступала в защиту действий милитанток, представлявших наиболее радикальное крыло в суфражизме, опубликовав в 1906 г. письмо в их защиту в Times, Таким образом, за период с 1889 по 1906 гг. ее взгляды на идею политического равноправия женщин претерпели существенное изменение: с антисуфражистских позиций на совершенно четкую просуфражистскую ориентацию.

Однако это не означало, что Беатрис Вебб полностью разделяла все взгляды британских феминисток. Признав необходимость политического равноправия женщин, она активно полемизировала с ними по поводу позиции в отношении женского труда в промышленности, в том числе и на уже упомянутом Международном женском конгрессе. В противовес английским феминисткам, выступавшим против введения законодательства об охране женского труда, так как, по их мнению, это должно было сделать женскую рабочую силу менее конкурентоспособной по сравнению с мужской, и, таким образом, только ухудшило бы положение женщин, Б. Вебб полагала, что улучшение положения женщин на производстве необходимо. Ее точка зрения по этому вопросу соответствова­ла позиции европейского социалистического движения, выступав­шего за принятие законов об охране труда представительниц рабочего класса. Она, кстати, совладала с позицией российских феминисток, также выступавших за введение охранного законодательства в отношении женщин-работниц.

Таким образом, отношения выдающейся английской социалистки с феминизмом были достаточно сложными. В определенной степени они были отражением взаимоотношений между социал-демократией и феминизмом в целом. Хотя, как уже отмечалось выше, отношения английских лейбористов и феминистских суфражистских организаций были значительно менее конфликтными, чем в ряде европейских стран на континенте. Незадолго до Первой мировой войны даже складывается лейбористско-суфражистский политический альянс, в результате чего суфражистки в избирательных кампаниях начинают поддерживать прежде всего депутатов от Лейбористской партии. В 1908 г. в Фабианском обществе была создана Фабианская женская группа, которая стояла на суфражистских позициях и участвовала в милитантских акциях. Однако во многом эволюция в восприятии феминистских идей у Б, Вебб была связана не только с политическими убеждениями, но и с ее воспитанием и жизненным опытом. Если в начале жизненного пути и карьеры, коща традиционное воспитание, привитые нормы морали и влияние идей Г. Спенсера определили ее антисуфражистские взгляды, то впоследствии, избранный ею образ жизни и личный жизненный опыт привели ее не только к признанию необходимости политиче­ского равноправия женщин, но и к оправданию права суфражисток бороться за свои права, прибегая к акциям гражданского неповиновения и полностью разрушая при этом укоренившиеся в английском обществе стандарты женственности.

 

Вы можете поделиться этим в соц. сетях: