Ю.М. Прогунова

СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО МОНАШЕСТВА В ГАЛЛИИ И АНГЛИИ В VI-VII ВВ.: МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Становление варварских государств в Западной Европе в VI-VII веках совпало с процессом укрепления позиций христианства среди германских народов. Церковь в рассматриваемый период являлась важным проводником морально-этических ценностей в германском обществе. Этика, присущая христианскому вероучению, достаточно медленно распространялась среди новообращенных племен, вытесняла традиции, характерные для древнегерманского языческого общества. Как отмечает целый ряд исследователей, наиболее восприимчивыми к новой системе ценностей оказались представительницы женского пола. Но вместе с тем идеал женщины, заявленный христианством, с трудом проникал в жизнь древних народов [1; 299; 2, 353]. Анализируя начальный этап становления женского монашества среди франков, Лина Экенстейн дает следующую характеристику первых монахинь германского происхождения: «Что их действительно отличало, так это быстрое осознание и проницательная оценка тех возможностей, которые открывала перед ними монастырская жизнь» [5, 47]. На наш взгляд, представляется немаловажным показать те перспективы, которые в сложившихся культурно-исторических условиях сделали служение Богу привлекательной альтернативой социальной самореализации для англосаксонских и франкских женщин раннего средневековья.

Как в отечественной, так и в зарубежной историографии нередко встречается точка зрения, согласно которой принятие монашеского пострига женщиной основывается на ее желании получить независимость от давления традиционного общества, отстаивающего интересы мужчин [4, 54], но это не вполне так. Хотя представительницы женского пола получили доступ к абсолютно новым ролям в обществе и связанным с ними видам деятельности, они, тем не менее, не оказались исключенными из родовых и социальных связей.

Анализируя Историю Григория Турского, мы видим, что монахини, о которых он пишет, отнюдь не отличаются добродетельностью и исполнением монастырского правила. Аристократки даже в стенах монастыря не забывали о своем происхождении. «История франков» содержит множество примеров формального отношения монахинь к своим обязанностям, что дает нам повод искать причины, побуждавшие женщин выбрать монастырскую жизнь, вне сферы духовного. VI век – время рождения и развития Франкского государства – был полон кровопролитных войн и политических интриг, активными участницами которых были и женщины. Самый известный пример – вражда королев Брунгильды и Фредегонды, составляющая одну из основных линий сочинения Григория Турского. Но не всегда женщины были наделены достаточной властью, чтобы отстаивать свои права и интересы подобным образом. Абсолютное большинство женщин долгое время не были защищены в политических и военных столкновениях своего времени: они становились пленницам, были вынуждены вступать в брак, исходя из политических соображений. С.В. Ешевский пишет, что и король, и знатные франки очень неохотно вступали в христианский брак, стесняющий их своей строгостью [2, 367]. Действительно, моногамный брак еще только утверждался среди франкской аристократии. Например, будущая аббатиса монастыря в Пуатье Радегунда стала пятой женой короля Хлотаря. Григорий Турский представляет Радегунду женщиной, получившей хорошее образование, ценящей общение с учеными людьми. Отдельно историк выделяет ее целомудрие, заставлявшее короля Хлотаря возмущаться, что он «женился скорее на монахине, чем королеве». Тем не менее, Григорий связывает выбор монашеской жизни Радегундой не с ее духовными и интеллектуальными качествами, а с сугубо личным мотивом. Причиной стало убийство Хлотарем брата своей жены, после которого она вопреки воле мужа уговорила епископа постричь ее в монахини.

Мы видим, что франкские монастыри часто были отнюдь не духовным пристанищем для служительниц Бога. Женщины нуждались в силе, способной защитить их в условиях политической нестабильности франкских земель. Этой силой стала Церковь. Но вместе с тем, смирение и благочестие не были отличительными чертами этих женщин, поэтому монашество нельзя рассматривать как «бегство от мужского контроля» [3, 436].

Облик англосаксонского монашества был во многом определен связью с Ирландской церковью. Миссионеры, прибывавшие с Изумрудного острова, несли с собой не только проповедь христианского вероучения, но и традиции монастырского общежития, в том числе, и тесную связь между Церковью и светской аристократией. В англосаксонской Церкви представительницы королевских династий нередко возглавляли монашеские обители, находящиеся под патронажем своих родственников-королей.

Известен отрывок из Церковной истории Беды, в котором он сетует на малочисленность монастырей в англосаксонских королевствах и сообщает, что многие девушки отправлялись в обители в землях франков и галлов, чтобы готовиться к небесному браку. Беда делает это замечание в отношении событий 640 г. То есть когда с момента принятия христианства в Кенте прошло менее полувека, англосаксонские женщины с готовностью принимали монашеский постриг.

Мы видим, что выбор пути духовного служения был в значительной мере распространен среди англосаксонских аристократок. На наш взгляд, монашество было достаточно выгодной стратегией для представительниц королевских династий и их родственников. Для женщины монашеская жизнь была способом расширить сферу собственной самореализации, стать причастной к общественной жизни и получить возможность влияния на нее [4, 52]. Именно это стало причинами ухода англосаксонских аристократок в монастырь, центр раннесредневековой учености и образованности. Важно и то, что в миру женщина практически не имела возможности для «социального» роста – для нее были закрыты любые общественные должности, тогда как внутри монашеских стен перед ней открывались широкие перспективы.

Список использованной литературы:

Бондаренко Г.В. Повседневная жизнь древних кельтов. М., 2004.

Ешевский С.В. Женщина в средние века в Западной Европе // Его же. Собр. соч. Т.3. М., 1871.

История женщин на Западе: в 5 т. / Под ред. К. Клапиш-Зубер. Т.2: Молчание Средних веков. СПб., 2009.

Рябова Т.Б. Женщины в истории западноевропейского средневековья. Иваново, 1999.

Ekenstein L. Women under monasticism:  chapters on saint-lore and convent life between A.D. 500 and A.D. 1500.  Cambridge: Cambridge University Press, 1896.

Вы можете поделиться этим в соц. сетях: