Отзыв Михаила Созонова на фильм Драгоевича "Парад"
Феномен современного балканского кино во много уникален и по своей глубине и неоднозначности вполне сопоставим с этакими явлениями в послевоенном киноискусстве как итальянский неореализм или «новое немецкое кино».
Тем не менее, за пределами Балканского полуострова массовое сознание склонно отождествлять само понятие «югославского кинематографа» с именем Эмира Кустурицы. Фильм Срджана Драгоевича «Парад» наносит очередной серьезный удар по этому устойчивому стереотипу. Кинокартина вышла в мировой прокат в далеком октябре 2011 г. и принесла режиссеру сразу три награды на Берлинском кинофестивале 2012, вызвав, вместе с тем, бурю дискуссий и собрав диаметрально противоположные оценки от кинокритиков всех мастей.
Несколько слов о самом фильме. В картину заложено несколько пластов: от очевидной проблемы гомофобии и ксенофобии в целом, до второстепенных мотивов коррупции и бездействия органов правопорядка, традиционализма и ортодоксальности православной церкви Сербии вкупе с ее успешным врастанием в систему капиталистических отношений, конфликта поколений, преодоления войны в постюгославском обществе и др.
Но как подаются эти, казалось бы, серьезнейшие вопросы? Всеобъемлющая ирония, лиризм и гротеск, сдобренные соусом из черного балканского юмора, неполиткорректности и отборного славянского мата – вот что отличает «Парад» от десятков других кинокартин.
Неизбывные в своей актуальности вопросы дружбы, любви, жертвенности, близкие сердцу каждого человека, также нашли свое отражение в фильме.
Не могу сказать, что просмотр кинокартины поменял мое мировоззрение, однако ни капли не желаю потраченного на него времени. А ведь это уже немало в наш век дешевых и бездушных коммерческих поделок, не вызывающих никаких других чувств кроме тошноты и отвращения.