Рецензия Павлихиной Жанны эпоха невинности

Кинокартина «Эпоха невинности» американского режиссёра Мартина Скорсезе, на мой взгляд, в первую очередь весьма редкий по своей тематике фильм, рискнувший освятить тонкую и отнюдь не «медийную» проблематику сложностей положения женщины в строгом пуританском обществе США второй половины XIX века. Особое внимание в фильме уделено ограничению общественных прав главных героев (юриста Ньюленда Арчера и графини Эллен Оленской) высшим светом.

Но, увы, знаменитый режиссёр, экранизировавший не менее прославленный роман американской писательницы Эдит Уортон, слишком увлёкся в своей интерпретации его содержания историческими подробностями (нюансами быта, нравов), практически не уделив внимания разъяснению роли психологии конкретных личностей в трагедии случившегося. Хотя всё же попытка отображения того, насколько условности воспитания и этикета могут быть усугубляемы человеческим воображением, в фильме присутствует. Чему в пример - сцена на пирсе и финальный сюжет фильма. К тому же, интересно и то, что проблема положения женщины в обществе отражена через внутренний мир мужчины-современника. И возможно именно поэтому столь драматические события сюжета преподносятся зрителям в весьма степенном ключе, подобающем уравновешенной мужской психологии.

Но давайте попробуем разобраться: всё же в одних ли общественных (диктуемых положением в обществе) и моральных (вызванных сочувствием графини к кузине Мей) препонах была причина трагически не сбывшейся любви главных героев? Какой сюжет разворачивается перед нами? Между двумя взрослыми, образованными, умными и без сомнения мудрыми людьми возникает чувство симпатии, вызванное их духовной родственностью. Но главный герой помолвлен и продолжает питать нежные чувства к своей избраннице: очаровательной девушке из высшего общества Мей, приятной ему, но не отнюдь близкой его сердцу. Поэтому достаточно долгое время знакомства с графиней Ньюленд искренне пытается избежать даже мыслей о возможности симпатий к ней, стараясь сохранить верность прежнему чувству. Но, увы… зарождение любови в нашем сердце непредсказуемо, и поэтому вскоре главный герой осознаёт, что желает быть лишь рядом с графиней. Как самодостаточный же и гордый человек Ньюленд ждёт от Элен знака, выразившего бы её желание к сближению. Хотя, с женской точки зрения, он, пожалуй, раскрывает ей лишь своё неравнодушие, что отнюдь не взывает к излишней откровенности.

В итоге же, герои оказываются в плену у страха быть непонятыми и отвергнутыми друг другом. И возможно преодолей они этот страх тогда («в охотничьем домике»), Ньюленд поехав к Мэй во Флориду без сомнений бы согласился с её предложением отложить свадьбу. Его же отношения с Элен вполне возможно (зная о духовной «родственности» героев) вскоре переросли бы в крепкую дружбу и любовь.

Но почему же тогда, даже в тот момент, когда Ньюленд открыл своё чувство Элен, она не приняла его предложения? В моральном плане это было бы гуманнее по отношению к Мей: спасти её от брака с нелюбящим человеком. Да и в свете (пусть и путём терний) разрешить подобную ситуацию было возможно. Ярок пример Скарлет О`Хара, гражданки того же общества XIX века! Хотя совершенно и не оспорим тот факт, что после произошедшего и Ньюленд и Элен стали бы персонами нон грата для света. Особенно Элен, которой грозило одиночество подобное тому, что некогда постигло Анну Каренину. И графиня Оленска показала себя в этой ситуации мудрой женщиной, постаравшейся избежать и новой зависимости от мужчины и одиночества как одинаково непомерных плат за счастье.

Но только ли в этом заключалась причина её отказа? И, пожалуй, нет: Элен просто не полюбила Нейчела. Испытывая к нему дружескую симпатию, она всего лишь наслаждалась его вниманием как частью того, что кровно необходимо каждой женщине. Но возникни любовь в её сердце, очевидно, в сюжете в романа Эдит Уортон мы прочли бы историю судьбы американской Анны Карениной!

Вы можете поделиться этим в соц. сетях: