Рецензия Кати Басюк на фильм "Эпоха невинности"

Свою мелодраму «Эпоха невинности» режиссёр Мартин Скорсезе снял по одноимённому роману Эдит Уортон. Эта экранизация женского истори-ческого романа, на мой взгляд, обладает всеми характеристиками качествен-ного кинопродукта. 

Главные роли в фильме сыграли замечательные актёры: Дэниел Дэй-Льюис (преуспевающий юрист Ньюленд Арчер), Мишель Пфайффер (графи-ня Эллен Оленская), Вайнона Райдер (благовоспитанная молодая леди Мэй Велланд), Джеральдина Чаплин (миссис Велланд), Мириам Марголис (мис-сис Минготт - бабушка Мэй; авторитетная тётушка, приходящаяся родствен-ницей половине высшего света Нью-Йорка и оказывающая огромное влияние на него) и др.

Действие фильма начинается в Нью-Йорке, зимой 1870 года. Именно конец XIX века назван эпохой невинности. Это эпоха красивых манер, томных взглядов, благочестивости и  устоявшихся мнений. Эпоха снобизма, фальши и притворства. Это то время, когда истинные чувства было принято скрывать под маской. Время, когда каждая семья всячески старалась избегать косых взглядов и сплетен в отношении себя, но охотно искала их в отноше-нии других. Время, когда жизнь была наперёд обусловлена бесконечной чередой правил и неписаных законов. Это  время, когда в постоянных светских приёмах и званых вечерах растворялась сама жизнь.

Сюжет фильма развивается медленно. Здесь никто никуда не спешит. События протекают плавно, без особых надрывов. Даже любовь вялая, нерешительная. Характер персонажей таится не столько в диалогах, сколько в пейзажах, мимолётности взглядов, улыбок, недомолвках. Всё снято сдержанно, с неспешными обзорами, с вниманием к деталям и обстановке. Но мне кажется, что так и задумано режиссёром для того, чтобы мы могли «смаковать» каждый кадр, могли увидеть и оценить, как глубоко автор раскрывает характеры своих персонажей, оставляя место и для размышления нам, зрителям. 

Фильм, бесспорно, красивый. Светское общество того времени показано режиссёром великолепно. М.Скорсезе скрупулёзно подошёл к детальному воссозданию быта нью-йоркской элиты «эпохи невинности». Обычаи и традиции, балы, сервировка столов и еда, поразительные интерьеры и чудесные костюмы, за которые фильм получил премию «Оскар» — всё это  погружает в атмосферу XIX-ого века.

Безупречный музыкальный ряд и замечательная озвучка за кадром создают ощущение ожившей аудиокниги с прекрасным переводом. А какие великолепные кадры в начале фильма - роскошные распускающиеся цветы!

Неоднократно авторы фильма пользуются театральным приёмом - выделение необходимой мизансцены при помощи света. Пример – съёмка в опере: камера режиссёр выхватывает какие-то отдельные части зала – бинокли, руки, плечи… Просто завораживающие кадры! 

Главный герой фильма — Ньюленд Арчер — типичный пример молодо-го человека, привыкшего во всем полагаться на «букву закона», согласно которому он непременно обязан жениться на  «девушке из порядочной семьи», и лишь после случайной встречи с графиней Оленской, меняющего, отчасти, свои взгляды. Но Арчер поражался чужому притворству, задыхался от обыденности, но оказался неуверенным в своих устремлениях, неубеж-дённым в своём решении. Он, взвесив все «за» и «против», не стал разрушать фундаментов своего существования. В этом, по-моему, и кроется правди-вость образа Ньюленда —обычного человека со слабостями и изъянами. Я сочувствую драме человека, который имел шанс не хоронить своё счастье и жизнь, но этого не сделал во имя счастья своей невесты и спокойной уравновешенной «приличной» жизни.

Графиня Эллен Оленская наглядно отображает общественное положение женщины, не примирившейся с ролью покорной жены, во имя собственной свободы презревшей свою честь и уважение окружающих. Графиня Оленская – тайна для светского общества. В ней я вижу мотивы феминизма. Нельзя не заметить, что часто героиня Мишель Пфайффер появляется на экране рядом с камином с горящим огнём, со свечами, на фоне заката, солнечных бликов. Возможно, это намёк режиссёра на страстность её натуры, на то, что Эллен несёт свет в тусклый косный мир консерватизма.

Мэй Велланд — кроткая, покорная девушка с исключительно добрым сердцем, которую все вокруг, в том числе и её жених, считают наивной красавицей, с чистой душой, но с ограниченным интеллектом. А на самом деле, была ли она такой? Мэй  везде следует за Арчером, с благоговением ловит каждое его слово и  мысли не допускает о том, что можно жить иначе, чем многие поколения её предков. Она не жаждет разнообразить свою жизнь путешествиями, её не интересуют книги, но она может плести интриги (ведь «проговорилась» же она Эллен о своей беременности, ещё не будучи уверенной в этом до конца!). Для мужа в какой-то момент такая жена кажется обузой. В минуту отчаяния он даже желал ей смерти. Но, при всей внешней пустоте и приземлённости, Мэй, как оказалось в конце фильма, — единственная, кто всё же понял Ньюленда, кто хотел дать ему свободу, но кто слишком его любил, чтобы так просто отпустить.

В фильме меня поразила сцена одной из первых встреч Ньюленда и Эллен на приёме. Режиссёр сумел показать, что собеседники понимают друг друга с полуслова, понимают душевный настрой друг друга (именно душевный настрой, поскольку беседа сама по себе о пустяках, светские сплетни). Запоминаются после просмотра волнующие сцены свиданий Арчера и графини Оленской: он опускается на колени и целует туфлю Эллен; целует её запястье, смотрит на неё так, словно видит в первый и в последний раз. Страстные, обворожительные, они словно предназначены кем-то друг другу. И хочется недоумённо воскликнуть: «Почему же  столь умный мужчи-на не может быть со столь умной женщиной?!» Любили ли эти двое друг друга? Возможно, это была настоящая дружба между мужчиной и женщиной. Дружба, которую не понимало и не могло принять светское общество «эпохи невинности».

Вообще, если взглянуть глубже, то главные герои «Эпохи невинности» - он, она и нью-йоркское общество, олицетворением которого является Мэй. Мы, зрители, в финале фильма не знаем, какой стала, изменилась ли Эллен. Мы видим только, что Арчер по-прежнему консервативен («старомоден» - говорит он о себе). Именно оно – великосветское общество Нью-Йорка – победитель, прошедший с высоко поднятой головой через весь фильм. Его не смогли сломить любовь, страсть, желание свободы, новые идеалы, сила при-тяжения двух одиноких душ, нашедших друг друга. С грустью приходится признать, что люди – всего лишь детали огромного жестокого механизма. 

Герои этой мелодрамы осмелились подумать о том, что могут нарушить общепринятые правила. Несколько раз в течение фильма даже казалось, что вот сейчас случится тот самый поворотный момент – Арчер и Эллен вырвут-ся из оков, но нет… К сожалению, даже по прошествии многих десятилетий они не смогли этого сделать – слишком сильна была власть того – прошедшего - времени.

Вы можете поделиться этим в соц. сетях: