Рецензия Екатерины Голубевой на фильм «Головой о стену»(2004г.) немецкого режиссера Фатиха Акина.

Кинокартина немецкого режиссера по гражданству, но турецкого по происхождению снята в стиле артхаус и посвящена проблеме интеграции турецких эмигрантов в Европе. Жанр обозначен как драма. Главные роли исполнили Бирол Унел и Сибель Кекилли, известная своим скандальным прошлым. Так же как и режиссер, главные актеры имеют двойное гражданство - турецкое и немецкое, и как никто другие знакомы с поставленной проблемой в кинокартине. Поэтому достойно справились со своими ролями, сделав фильм очень живым - актеры не играют, они живут.

Основные события происходят в современной Германии, но заканчивается фильм уже на родине режиссера, актеров и главных героев - в Турции. Сюжет построен вокруг турецких жителей Германии, которые по воле судьбы познакомились в психиатрической клинике для суицидников. Кахит не может пережить смерть жены и въезжает на своем автомобиле в стену, Сибель же режет поперек вены, что бы позлить свою мусульманскую семью, параллельно она ищет путь спасения от жестокой патриархальной семьи. Она бунтарка, которая не желает жить по традициям Корана. Жизнь обоих героев меняет шутливая фраза главной героини: «Женишься на мне?». И дальше все разворачивается очень стремительно: Сибель получает свободу, Кахит соседку по комнате, но затем между ними возникает некое чувство, которое трудно точно и верно определить. Среди описаний кинокартины мы видим следующие слова: «фильм о любви», так это чувство определил режиссер, но на деле не получилось никакой любви. Что видим вместо нее? Секс, страсть, слезы, багрово-красные капли крови и грязную посуду...Все что угодно, только не любовь. Тогда о чем этот фильм? Фильм о  страхе изменить свою жизнь, о жестокости мира, о наивности людей, о попытках стать другим человеком и, конечно, о влиянии европейской культуры на мусульманские страны.

Спонтанный брак для обоих стал проявлением отчаяния. Герои попытались совершить побег от нескончаемой тоски и однообразия жизни. Но сделав друг друга на минуту счастливыми, получили на всю жизнь изрезанное горлышком от бутылки сердце. Ведь ни одному не удалось получить до конца то, чего он желал. Сибель избавившись от семьи, в конечном итоге снова лишается свободы. Кахит снова одинок. Только раньше это было в Германии, а теперь в Турции. Не изменилось ничего. Страна не имеет значение, имеет значение европейский мир и мусульманский.

Именно такой социо-культурный аспект очень порадовал. Акин, режиссер, он же сценарист сам турок, проживающий в Германии, ему как никому другому известно влияние европейской культуры на традиции мусульманских народов, или лучше сказать их взаимодействие. Мы видим, как тяжело жить по заветам Корана, когда вокруг «секс, наркотики и рок-н-ролл». Акин хорошо показал стремление главной героини к «европейской свободе», и какие трудности сопряжены с этим стремлением.

В итоге все-таки Сибель подчинилась миропорядку; теперь у нее семья, муж, дочь, одним словом - БЛАГОПОЛУЧИЕ, она больше не променяет его не на что. Вырвавшись из семейных оков, она попадает в новые. Не стоить думать, что финальная сцена посвящена любовному прощанию Сибель и Кахита, она попрощалась не с ним, отпустила не его, а СВОБОДУ! Свой Бунтарский дух!

Картина привлекает своей скоростью, реками крови, сумасшедшими танцами, алкоголем и второсортными кабаками. Несомненно, стоит отметить чудесную певицу с оркестром, между сценами фильма. Их музыка, слова песни как бы отражают чувства героев, бьются с ними в унисон, делают кинокартину более завораживающей. Свою роль сыграл и известный сингл британской группы Depeche mode, - «I Feel You».

Очень жаль, что режиссер уделил много внимание «чернухе», но совершенно забыл посочувствовать своим героем. Потому их не жаль и зрителю…

Вы можете поделиться этим в соц. сетях: