Отзыв Михаила Созонова на фильм "Охота"

Образ внешне благополучного, лощеного провинциального городка, за блестящим фасадом которого скрывается ворох проблем, тайн и недоговоренностей, часто оказывается в центре внимания писателей, режиссеров, художников. (Достаточно вспомнить «Догвилль» Ларса фон Триера, «коллеги» Томаса Винтерберга по «Догме 95», «Твин Пикс» Дэвида Линча, «Оно» Стивена Кинга и др.) На примере маленькой сплоченной общины гораздо проще показать процесс социальной трансформации изнутри.

В тихом и спокойном городке, где месяцами и годами не происходит ничего примечательного, из ряда вон выходящее событие провоцирует возникновение массовой истерии, психоза. Сквозь тонкую пленку внешней цивилизованности мгновенно прорывается все темное, что есть в человеке: злость, необузданная звериная жестокость, агрессия. Складывается впечатление, что горожане просто упиваются насилием, возможностью безнаказанно затравить одного из бывших членов общины, подвергнутого остракизму, а, значит, лишенному всех человеческих прав. Каждый почитает за свой долг оскорбить и унизить изгоя, выказать ему свое демонстративное пренебрежение. Скандинавская ментальность остается в основе своей неизменной и спустя тысячелетие цивилизационного развития.

Красной нитью сквозь фильм проходит мысль о том, что человек может в одночасье превратиться из охотника, грозы всего сущего, в жертву. Два эпизода-вставки в сюжетную канву – сцены охоты – показывают эволюцию мировоззрения Лукаса. Почувствовав себя мишенью, он более не может быть прежним. Слишком многое изменилось, разрушилось, сломалось.

Картина «Охота» - яркий образец того, к чему может привести бездумная абсолютизация либеральных ценностей, возведение их в догмат. Самая демократическая модель общественного устройства, присущая скандинавской государственности, в мгновение ока превращается в мощнейшую репрессивную машину, которая буквально перемалывает главного героя, Лукаса, превращая его размеренную жизнь в сущий кошмар.

В героине воспитательницы Греты находит воплощение стереотипный образ обезличенного винтика, который механически исполняет свои обязанности без оглядки на нравственную составляющую поступков. Именно из таких людей и складывается фундамент репрессивного государства идеологии, неважно фашистское оно, коммунистическое или либеральное.

Некогда выдающийся английский писатель и публицист Джордж Оруэлл в культовом романе «1984» оставил своим современникам и потомкам сокрытое предупреждение не только о чудовищности тоталитарных режимов, но и о потенциальной опасности, заложенной в механизм развития либерально-демократических обществ западного образца.

Считать ли фильм Винтерберга предостережением или просто бесстрастным повествованием? Каждый зритель решает для себя сам.

Вы можете поделиться этим в соц. сетях: