Рецензия Лилии Алмаз "Секрет"

«Не дай глазам моим увидеть ложь,
Веди меня дорогой жизни…»

Религия – один из самых сложных вопросов человеческого бытия. В разные исторические эпохи значение и постановка этого вопроса менялись. Сегодня проблема веры и религии среди молодёжи набирает обороты. И просмотренный фильм служит доказательством этого.

Существует опасность увидеть в фильме мнимые авторские идеи. Но не значит ли это, что построенная воображением режиссера картина разбудила наши мысли?

Религия и вера

Номи (Наоми) – девушка из религиозной еврейской семьи и Мишель – бунтарка, француженка, отправленная родителями на коррекцию поведения. Обе они перед лицом испытания: помощь раскаявшемуся человеку. Обе достойно прошли это испытание. Но вышли из него по-разному. Искренне сопереживающая Мишель переродилась, этот процесс хорошо прорисован, а не так глубоко проникшаяся Наоми потренировала свое знание религиозных догм.

Проблема религиозного тщеславия

Номи (Наоми), пожалуй, главная героиня фильма, подкована в религиозных вопросах, хотя и очень молода. Вызывая восхищения со стороны окружающих, по ощущениям, она все же гордится своим знанием. Именно эти ее познания и были названы в фильме «секретами». Женщина, совершившая преступление, покинутая близкими людьми, осталась один на один со смертельной болезнью (Анук). Страшась умереть не прощенной, она ищет искупления своей вины. Наоми разрабатывает план искупления вины…но как это возможно?

«Отцы и дети» - вечная проблема поколений или залог светлого будущего?

Нами прослежена некоторая параллель между персонажами фильма:

Наоми и преподавательница медреше (медресе)

Преподавательница медреше как символ первого шага на пути порыва с религиозными канонами, с правилами жизни, которые придумали мужчины. Возможность обучения девушек на должность раввина – неслыханная дерзость и об этом не говорят напрямую.

Наоми – символ будущего, которое сможет пойти еще дальше и изменить жизнь, а может и религию.

Можно поспорить к чему это в итоге приведет: к гармонии или полному разрушению, но режиссер, на наш взгляд, оптимистичен.

Мишель – Анук

Анук как воплощение порока. Ушла от мужа и от детей (что она считает за свой главный грех), уехала с художником, попала в заключение за то, что убила его – довольно страшно.

Мишель – изначально тоже оппозиционерка, нескрытое противостояние, сигареты (показательна сцена, где Мишель дает Анук прикурить, они как бы одно целое), но процесс искупления вины Анук и вообще пребывание в медреше меняют Мишель. Это духовное перерождение – добрый символ.

В данном случае тема поколений – это надежды на лучшее: на развитие религии в умах молодёжи и возможность ее реформирования.

Как упрямая повседневность деформирует религию, а она сопротивляется

Жизнь человека, следующего религиозным канонам отличается от жизни человека, который им не следует. Тонкостей в данном вопросе много, но хочется заострить внимание лишь на том, что попалось на глаза в фильме. На примере той же Наоми. Религия воспитала в ней человека, не принимающего слабость других (здесь сильно сыграно: сама Наоми не может плакать). Между тем с человеческой слабостью она сталкивается постоянно: слабость отца, не сумевшего принять меры и облегчить болезнь матери, слабость испугавшейся и не принявшей любви Наоми подруги, трусость преподавательницы медреше, которая в итоге не смогла пойти дальше прописанных норм. Эта же религия изначально воспитывает неприязнь к браку, как к фаталистичной части жизни каждой девушки.

Скудность чувств, данная Наоми от природы и во многом привитая религией, сыграла с ней злую шутку во взрослой жизни. Её эмоциональный и чувственный позыв к по сути единственному по-настоящему близкому человеку, подруге, не был воспринят. Когда Мишель поняла, как далеко готова зайти Наоми, она испугалась. И здесь, возможно, была более нравственной. Потому что Наоми, не найдя в своей религии запретов на такой союз, была готова изменить свою жизнь раз и навсегда.

Узнав о свадьбе Мишель, Наоми страшно разгневана и зла (что само по себе греховно). Но наконец в ней угадываются черты человека! Пусть и пугающего.

В конечном итоге со слабостью людей Наоми пришлось смириться, она узнала слабости и в себе самой. А брак, как оказалось в случае с Мишель, может быть счастливым.

Конец фильма почему-то не оставил приятного ощущения благополучной завершенности. Напротив – тревожно. И чувство, будто готовая к переменам Наоми не согласна с решением судьбы.

Пусть фильм во многом остался неясен, но заставил поразмыслить и взглянуть на суть вещей с другого ракурса. Для тех, кто располагает временем и жаждет потренировать мозг, а также походить «по лезвию ножа» - порассуждать о вещах глубоких с несколько бытовых позиций, фильм подходит. Если решились – приятного просмотра!

Вы можете поделиться этим в соц. сетях: