О.А. Юркина

Теория «муниципального социализма»: взгляд женщины на власть

Опубликовано: Государственное и муниципальное управление. Теория, история, практика. Матер. VI Межвуз. науч.-практ. конф. Иваново, 15 – 17 апреля 1998 г. Иваново, 1998.

 

Исследование так называемой теории «муниципального социализма» Сиднея и Беатрис Вебб в России имеет достаточно давнюю историю. Впервые к этому вопросу обратились общественные деятели рубежа XIX–ХХ веков. Однако эти работы носили публицистический характер, поскольку, ее рассмотрение было связано с политическими воззрениями аналитика. К примеру, В.И. Ленин, с позиций марксизма уничижительно характеризовал как само учение, так и его авторовi. К сожалению, данная традиция перекочевала в подавляющее большинство работ советских историковii.

Вместе с тем, значение данной теории трудно переоценить. Во многом на ее материалах была выработана программа Лейбористской партии Великобритании, а позднее, основные принципы теории были положены в основу преобразований послевоенного (II Мировая война) правительства для преодоления экономического кризиса. В дальнейшем и правительство Франции также попыталось воплотить часть идей «муниципального социализма» в своей стране. Это обуславливает историческую значимость изучения данной проблемы.

Хотелось бы обратить внимание на следующий аспект. В подавляющем большинстве исследований авторство данной теории приписывается обоим супругам. Вместе с тем, современники, близко знавшие обоих, говорят о том, что в научном тандеме Веббов именно Беатрис была генератором идей, в то время как Сидней их популяризатором. Это позволяет автору представленной статьи рассматривать теорию «муниципального социализма» как своеобразный взгляд женщины – ученого (Беатрис Вебб) на устройство муниципальной власти. Тем не менее, и полностью отрывать ее от Сиднея Вебб и всего Фабианского общества было бы неправомерным. Поэтому, в работе автор будет оперировать таким понятием как фабианцы, подразумевая, при этом, ведущую роль супругов Вебб в целом, и, как следствие, Беатрис в частности.

Для Великобритании конца XIX в. вообще характерно появление таких супружеских творческих союзов, хотя Веббы были наиболее яркими представителями подобных пар. Примечательно, что каждый из них занимались политической наукой, причем, по своим убеждением большинствосоциализма.

В конце XIX века в Англии наблюдался неуклонный рост муниципальных служб. Веббы считали, что преобразовать общество на социалистических началах можно через муниципалитеты без вмешательства центральной администрации. Это было обусловлено тем, что муниципалитеты, как им казалось, избиравшиеся более демократичным путем чем парламент, решительнее будут проводить политику, соответствующую интересам электората: «... мы стремимся к тому, чтобы техническая работа центрального управления и назначение чиновников производились путем народного референдума, или путем какого-нибудь другого вмешательства народа...»iii.

Определенную роль в этом сыграло и то, что с конца XIX века социалисты достаточно часто избирались в муниципалитеты, и именно здесь они имели возможность вести практическую работу, направленную, по их мнению, на достижение социализма.

Значительное место в теории занимал вопрос о национализации промышленности. Именно таким путем, по мнению Веббов, должна была идти социализация общества. Однако, принципиального решения вопроса о месте, которое должны были занять национальный и муниципальный сектор в экономике социалистического общества фабианцы дать не могли. Между тем, Беатрис Вебб считала, что с точки зрения наиболее полного удовлетворения потребностей населения нужно передать в ведение муниципалитетов предприятия, производящие предметы потребления. Но, поскольку, часть продукции не была предназначена для непосредственного потребления, организация ее производства должна взять на себя центральная администрация. Таким образом, тяжелая промышленность переходила в ведение центрального правительства, а легкая – муниципалитетовiv.

Исходя из вышесказанного, отметим, что фабианский государственный социализм включал в себя как составную часть социализм муниципальный. Вместе с тем, они не отрицали и необходимость частного сектора: «...фабианцы не стремятся к тому, чтобы государство монополизировало промышленность больше, чем это нужно, ... чтобы исчезли частные предприятия и индивидуальная инициатива»v.

Сами же Веббы называли разработанную ими систему организации производства «промышленной демократией» и утверждали, что она означает распространение демократического самоуправления на индустриальную сферу общественной жизниvi.

Им казалось, что Англия сможет значительно увеличить темпы социалистического развития, если будут проведены два комплекса мероприятий. Важнейший из которых касался расширения прав муниципалитетов и превращение последних в эффективное орудие социалистических преобразований. Фабианцы считали, что муниципалитеты уже являлись демократичными для адекватного отражения воли избирателей, однако их самостоятельность была лимитирована парламентом, что затрудняло проведение социалистических реформ. Поэтому они требовали снять всяческие ограничения с предпринимательской деятельности муниципалитетов, чтобы провести социализацию средств производстваvii.

Веббы предлагали три взаимосвязанных способа социализации средств производства: увеличение налогов на нетрудовые доходы; конкуренция общественных и частных предприятий; национализация или муниципализация.

По плану Беатрис Вебб, часть средств, полученных в результате увеличения налогов на нетрудовые доходы, должна была идти на социальное обеспечение, создание общегосударственной системы образования, здравоохранения и тому подобные целиviii. Другую часть предполагалось использовать для выкупа той части предприятий, которые должны были перейти в общенациональную или муниципальную собственностьix. Отметим, что вопрос о социальной сфере был знаком Беатрис Вебб по участию в работе королевской комиссии по изучению законодательства о бедных. В результате этой работы она составила так называемый «Отчет меньшинства», благодаря которому и стала известнойx.

Предполагалась выплата компенсации владельцам обобществляемой собственности, что помогло бы избежать столкновения с интересами правящих классов. Также, Веббы предлагали создать новые предприятия, которые в ходе конкурентной борьбы должны были вытеснить частные.

Реформа парламента считалась одним из важнейших условий перехода к социализму. При этом, она являлась составной частью теории «муниципального социализма», так как подразумевала расширение прав местных органов власти. Фабианский проект реформы содержал следующие требования: предоставление избирательных прав всем совершеннолетним (то есть достигшим 21 года); уравнение в правах с мужчинами женского населения; сокращение срока полномочий членов парламента и другие мерыxi.

Итак, выдвинутый фабианцами проект был умереннее других современных ему, предложенных, например, радикалами. Необходимым условием превращения органов местного самоуправления в орудие «социализации» производства фабианцы считали демократизацию муниципалитетов, предоставление местным органам права вводить повышенные налоги; права принудительного выкупа необходимых для общественных целей земель и служб, призванных удовлетворять первоочередные потребности населения; права создания муниципальных предприятий; права контролировать деятельность оставшихся в руках частных лиц предприятий, обслуживающих потребности населения. Кроме того, фабианцы добивались для муниципалитетов права законодательной инициативы по вопросам, касавшимся их непосредственной деятельностиxii.

Однако, расширение прав муниципалитетов в соответствии с этим планом еще не делало их полностью независимыми от центральной власти. Но оно создало бы условия для эффективного демократического контроля над производством, ослабления позиций частного капитала и при захвате власти рабочим классом могла бы превратить муниципалитеты в органы проведения социалистических преобразований.

В заключении отметим, что теория «муниципального социализма» была достаточно жизнеспособной. Это доказало применение отдельных ее постулатов в более поздней политике лейбористских правительств. По мнению автора, эта жизнеспособность была основана на глубоком знании ее основоположников истории и практики социально-политического устройства, национальных черт Великобритании. Большая заслуга в этом принадлежит именно Беатрис Вебб, которая серьезно изучала историю тред-юнионизма, муниципальных служб, органов государственного управления и т.д. Все это позволяет, по мнению автора, рассматривать названную теорию именно как взгляд женщины на устройство политической власти.

 

iПриложения

 См., напр., Ленин В.И. Вожди и рабочая масса в Англии. М., Л., 1926 и др.

ii См., напр., Звавич И.С. Лейбористская партия Англии, ее программа и политика. М., 1947; Кертман Л.Е. Борьба течений в английском рабочем социалистическом движении в конце XIX – начале XX вв. М., 1962; Мочалов Л.В. Марксистско-ленинская оценка фабианского социализма. М., 1976; Галкина Л.А. К критике идеологии фабианства. М., 1984 и др.

iii Вебб С. Политика фабианцев и английский социализм // Социализм в Англии. СПб., 1907. С. 23

iv Вебб С. и Б. Кооперация или государство будущего. М., 1918. С. 112.

v Цит. по: Галкина Л.А. К критике идеологии фабианства. М., 1984. С. 82.

vi Webb S., Webb В. A constitution for the socialist commonwealth of Gr. Britain. London, 1920. P. 149-150.

vii Вебб С. и Б. Кооперация или государство будущего. М., 1918. С. 98.

viii Webb S., Webb B. A constitution for the socialist commonwealth of Gr. Britain. London, 1920. P.172.

ix Ibid. Р. 172 – 173.

x The New Encyclopedia Britannica. – 15-2 education. Chicago, 1997. V. 12. P. 544.

xi Webb S., Webb B. A constitution for the socialist commonwealth of Gr. Britain. London, 1920. P.122.

xii Ibid. P.123 – 126.

Вы можете поделиться этим в соц. сетях: